Михайлова Юлия
Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный (сенсорный) опыт.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного опыта.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)
Ниже представлены игры, в которые мы играем с ребятами в группе они очень нравятся детям, а поиграть в них можно не только в детском саду, но и дома.
1. игры и упражнения, направленные наразвитие тактильных ощущений : «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь», «Узнай фигуру»,
«Волшебный мешочек»
Цель: закреплять умение детей называть овощи, фрукты и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Оборудование: «волшебный мешочек», овощи, фрукты.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Взрослый может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет.
2. игры и упражнения, направленные на развитие понятия величины : «Подбери по величине», «Собери пирамидку», «Собери матрешку»
«Сложи матрешку»
Цель: Закрепить математические понятия: большой — маленький; один – много, выше — ниже.
Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.
Ход игры:
Взрослый вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету.
Когда все матрешки окажутся открытыми, взрослый предлагает ребенку сложить их обратно, начиная с самой маленькой.
3. игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия «Что звучит», «Найди пару» (найти коробочку с таким же звуком)
«Что звучит?»
Цель: развивать слуховое восприятие детей; называть инструменты и действия с ними.
Оборудование: барабан, колокольчик, дудочка.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку музыкальные инструменты, демонстрирует, как они звучат, называет каждый инструмент. Далее взрослый просит малыша закрыть глаза и попробовать угадать, на слух, какой инструмент прозвучал.
4. игры и упражнения, направленные на развитие понятия формы : «Подбери по форме», «Найди предмет такой же формы», «Из каких фигур состоит», «Подбери заплатку».
«Из каких фигур состоит?»
Цель: определение методом зрительного соотнесения, из каких геометрических фигур состоит изображенный на плоскости предмет.
Оборудование: рисунки животных, игрушек, домиков, составленные из геометрических фигур.
Ход игры: Взрослый показываете ребенку рисунок и спрашивает: «Посмотри, кто здесь изображен?». Ребенок отвечает. Взрослый задает следующий вопрос: «Рассмотри внимательно цыпленка и скажи, из каких фигур он состоит?». Ребенок называет. Если малыш назвал не все, взрослый помогаете ему, показав на неназванную им фигуру, и просите назвать ее. Затем можно предложить посчитать, сколько каких фигур на рисунке.
5. игры и упражнения, направленные на закрепление цвета: «Собери полянку», «Собери неваляшку», «Подбери к дереву листочки», «Подбери по цвету (носочки, бантики)».
«Подбери шарфику шапочку»
Цель: закреплять умение соотносить предметы по цвету, группировать однородные по цвету предметы.
Оборудование: шапочки и шарфики (парные по цвету, сделанные из плотного картона и раскрашенные гуашью.
Ход: Шапочки и шарфики перемешиваются на столе, взрослый предлагает пару (шарфик и шапочку) одинаковую по цвету и объяснить свой выбор.
Материал подготовлен воспитателем Михайловой Ю. С.