Галина Орликова
Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
.Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста
1. Цели и задачи сенсорного воспитания
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Публикация «Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
В истории дошкольной педагогики известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А. П. Усова, Н. Сакулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выготский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.).
Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей :
1) ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями;
2) развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивается систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т. д.).
Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.
Задачи сенсорного воспитания :
1) формирование у детей систем перцептивных действий;
2) формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Содержание сенсорного воспитания - круг свойств и качеств предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.
2. Освоение эталонных значений
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. До пяти лет ребёнок пользуется предметными эталонами.
Освоение эталонных значений проходит в 3 периода:
I (до трех лет) - период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д.);
II (до пяти лет) - ребенок пользуется предметными эталонами, т. е. образцы свойств предметов соотносятся с определенными предметами, например, овал определяется через форму огурца;
III (старше пяти лет) - на основе накопления опыта и его обобщения под руководством взрослого происходит усвоение детьми общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета (трава зеленая, яблоки как шар, крыша домика треугольная, карандаш деревянный).
Без специально организованного сенсорного воспитания дети обычно вначале усваивают только некоторые эталоны, например формы круга и квадрата, красный, желтый, зеленый и синий цвета, так как эти формы и цвета встречаются чаще других. Значительно позднее усваивают дошкольники представления о треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах. Усложнение продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые эталоны формы и цвета и примерно к четырем-пяти годам овладевает сравнительно полным их набором. С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Общепринятые эталоны величины в отличие от эталонов формы и цвета имеют условный характер. Система мер и способы их использования, как правило, не усваиваются в дошкольном детстве. Восприятие величины развивается у дошкольников на другой основе — они усваивают представления об отношениях по величине между предметами.
Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют только представление об отношении по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше — меньше). В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношении по величине между тремя предметами (большой, меньше, самый маленький. Совершенствование представлений о цветах приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по светлоте, о том, что цвета группируются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов. Представления о величине обогащаются, когда ребенок сопоставляет предмет с другими предметами разной величины. Кроме общих эталонов величины, у детей складываются представления об отдельных ее измерениях — длине, ширине, высоте. Все эти представления дети усваивают в процессе практической деятельности, повседневной ориентировки в окружающем и далеко не всегда могут быть осознаны и выражены словесно. Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией — одна из основных задач сенсорного воспитания дошкольников. В основе такого ознакомления лежит организация действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства. Эти разновидности должны приобрести значение эталонов. Выработка представлений об эталонных разновидностях свойств происходит в тесной связи с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, музыкальными занятиями, т. е. с теми видами деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов. Ознакомить детей с сенсорными эталонами — значит, и организовать запоминание ребенком слов, обозначающих основные разновидности свойств предметов. Слово-название фиксирует сенсорный эталон, закрепляет его в памяти ребенка, делает его применение более осознанным и точным. Но это происходит только в том случае, если названия эталонов вводят на основе собственных действий ребенка по обследованию и применению соответствующих эталонов. В условиях, когда ребенку лишь показывают разновидности геометрических форм, цветов, отношения величин и добиваются запоминания их названий, слово, даже правильно употребляемое, не способствует совершенствованию представлений и восприятий ребенка-дошкольника. Ознакомление детей с сенсорными эталонами на протяжении дошкольного возраста постепенно углубляется. Во-первых, детей знакомят со все более тонкими разновидностями эталонных свойств. Так, происходит переход от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками; от ознакомления с основными геометрическими фигурами к ознакомлению с их вариациями по соотношению осей и сторон, величине углов и др. ; от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяженностям. Во-вторых, детей знакомят со связями и отношениями между эталонами — порядком расположения цветов в спектре, последовательностью изменения оттенков по светлоте, группировкой цветовых тонов на теплые и холодные; делением фигур на округлые и прямолинейные, возможностью преобразования одних фигур в другие, последовательностью их изменения по пропорциям; объединением объектов в порядке убывания или нарастания их общей-величины.
3. Выявление и оценка уровня сенсорного развития
В образовательном процессе мало времени уделяется развитию мелкой моторике рук. Проанализировав, программу под редакцией Васильевой пришла, к выводу: развитие мелкой моторики и сенсорной культуры не является в программе приоритетным, онопредставлено кратко и в самых общих чертах.
Для диагностического уровня сенсорных умений и навыков я изучила исследование Е. Б. Пилюгиной, М. Г. Борисенко, где освящаются основные вопросы развития детей младшего дошкольного возраста; вопросы ознакомления с окружающим, эмоциональное и сенсорное развитие детей.
Появилась необходимость составить систему развивающих игр, отобрав наиболее эффективные. Изучив литературу подобрала и сделала ряд пособий и игр на развитие сенсо-моторики. Также была создана картотека дидактических игр. Весь накопленный материал я систематизировала и разделила на три основных раздела. В первой раздел входят игры по освоению основных сенсорных эталонов; во-второй игры на развитие чувственных восприятий, а в третий- игры, развивающие мелкую моторику.
Картотекой очень удобно пользоваться, планируя индивидуально работу с детьми или подбирая дидактическую игру для занятий. Планируя работу, я также обогащала предметно-развивающую среду, расширяла пространство сенсорного уголка, изготавливала пособия и дидактические игры. В группе создано несколько сенсорных уголков.
Сенсорный домик.
Он очень многофункционален. Играя в сенсорном домике, ребёнок учится различать и правильно называть основные цвета и их оттенки; правильно определять геометрические фигуры и их размеры. У ребёнка формируется представления о форме, величине. Развивается мелкая моторика, глазомер, координация движений. Сенсорный домик позволяет эффективно проводить комплекс развивающих мероприятий; развивать сенсомоторные эталоны.
Также в группе есть Дидактическая Машина. При оформлении машины были использованы следующие игры: «Волшебный шнурок», «Рамки - вкладыши», «Цветные шарики» и т. д. Все эти игры закрепляют представления детей о геометрических фигурах.
Занимаясь с детьми, я выявила, что часть детей справляется с играми, а с некоторыми приходилось возвращаться на начальный этап игры. Причина - низкий уровень сенсорного развития.
В начале года я провела диагностику на определение уровня сенсорного развития, развития мышления и памяти детей. Результаты диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установления признаков цвета и слухо - зрительное восприятие.
Следующим этапом моей работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые создают положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно.
На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителям этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания.
В конце года я провела итоговую диагностику. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а кто-то из детей сразу на высший. Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. Предоставленная система работы направлена не только на развитие познавательных способностей, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторики и упражнений на развитие слухового восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.
Заключение
Раннее детство очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт.
От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его умственное развитие. В основу обучения детей младшего дошкольного возраста, должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как подражание воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать. Эти знания необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений знаний жизненного опыта.
Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.
Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важно развивать у ребёнка ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.
Актуальной остаётся разработка методик для выявления и оценки уровня сенсорного развития. Поскольку, зная уровень сенсорного восприятия, можно разработать программу для дальнейшего успешного развития ребенка.
Литература
1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет [Текст] Книга для воспитателей детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер под редакцией Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. -144с.
2. Высокова, Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] из опыта работы Т. П. Высокова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 79с.
3. Краснощёкова, Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста : игры, упражнения, тесты [Текст] / Н. В. Краснощёкова. – Ростов н/ Д: Феникс,2007.- 319 с.
4. Нищева, Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста [Текст] : из опыта работы/ Н. В. Нищева. – М. : Санкт-Петербург, Детство - Пресс, 2011. – 128 с.
5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. [ Текст] : Книга для воспитателей детского сада и родителей
6. Пилюгина Э. Г., - М. – Просвещение, 2, АО, «Учебная литература», 1996. – 258 с.
7. Урунтаева Г. А. Афонькино Ю. А. : Практикум по дошкольной психологии : Пособие для студентов высших и средних педагогических заведений. – М. : Издательский центр «Академия,» 1998. – 304 с.
8. Якимова. М. Н. Региональная система дошкольного образования : сенсорное воспитание детей в адаптивном Монтессоре – образовательном пространстве: учебно – методическое пособие М. Н. Якимова. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2009. – 608 с. – (Ценный педагогический опыт).