Екатерина Каткова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
ФГОС дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач всестороннее развитие ребенка, в том числе развитие высших психических функций, венцом которых является речь. Базисом для появления речи является развитие сенсорной системы. Которая является частью нервной системы.
Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Познание окружающего мира ребенком начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные им сведения об окружающем мире.
Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит именно от уровня сенсорного развития детей.
Сенсорная интеграция – это естественный, неврологический процесс развития человека. это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение в школе. В дошкольный период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.
Сенсорная интеграция является первым нижним пластом пирамиды Вильямса. Пирамида Вильямса, по-другому Пирамида обучения.
Сенсорная система включает в себя 7 подсистем: тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, обонятельная, зрительная, слуховая, вкусовая. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Сбой в работе одного из участников этой системы приводит к изменению работы всей системы и может вызван двумя основными причинами:
ребёнок получает слишком много чувственной информации и его мозг перегружен; (игрушки, телевизор, цветомузыка, громкая музыка).
ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации. (Памперс, мама мало обнимает ребенка)
Нарушения сенсорной интеграции отражают различные системы организма:
Тактильная система
Пониженное восприятие
ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего и всех;
плохо чувствует боль или температуру;
практикует самоповреждения (щипает себя, кусает, бьется головой, раздирает ранки);
прячется в узкие места, например, за диван;
всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их
Повышенное восприятие
не любит, когда его обнимают;
боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются;
не дает причесать, помыть или постричь волосы;
избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов;
в стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду
«Чудесный мешочек», «Бой подушками», «Какой на ощупь».
Слуховая система
Пониженное восприятие
часто не отвечает на свое имя;
издает различные звуки в виде клацанья, свиста;
любит очень громкую музыку и ТВ;
не может определить источник звука;
разговаривает сам с собой;
любит шумные места
Повышенное восприятие
закрывает уши руками;
реагирует на звуки, которые обычно не слышны окружающим (капание воды в кране, цоканье часов);
боится громких и неожиданных звуков;
боится шума бытовой техники;
не может слушать и смотреть одновременно
«Что звучит», «Тихо-громко», «Слушаем тишину»
Вкусовая система
Пониженное восприятие
может лизать, пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань);
предпочитает пищу с интенсивным вкусом;
часто жует волосы, одежду или пальцы;
постоянно тянет предметы в рот, даже после того, как вырос из раннего возраста
Повышенное восприятие
избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов;
определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу;
может есть только горячую или холодную пищу;
отказывается пробовать новые блюда
«Ах, как вкусно!» (проговаривать, какой по вкусу продукт, «Отгадай, что ешь»,
Обонятельная система
Пониженное восприятие
испытывает сложности в различении запахов;
затрудняется в различении неприятных запахов;
изучает предметы, нюхая их;
использует обнюхивание для общения с людьми
Повышенное восприятие
повышенное восприятие и сильные реакции на запахи;
отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха;
демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом
«Отгадай, чем пахнет» (предварительно ознакомить с запахами, «Понюхай и скажи чем пахнет»
Зрительная система
Пониженное восприятие
затрудняется в различении похожих между собой предметов;
не видит целую картинку (разрезные картинки);
затрудняется контролировать глазами движение предмета;
любит яркий свет;
любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами)
Повышенное восприятие
боится яркого света, жмурится, закрывает глаза;
любит темноту;
моргает, часто трет глаза при просмотре ТВ;
избегает контакта глаза в глаза;
отдает предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами
«Разложи по цвету, форме, величине», «Назови все красное в комнате, все зеленое и т. д.», «Красочные фантазии», раскрашивание раскрасок …
Вестибулярная система
Пониженное восприятие
находится в постоянном беге, кружении;
любит спрыгивать с мебели и других высоких мест;
любит качаться на качелях;
всегда бегает и прыгает вместо ходьбы;
любит быстрые и неожиданные движения (когда машина или велосипед наезжает на кочку)
Повышенное восприятие
предпочитает спокойные игры;
двигается настороженно;
боится высоты, даже если это одна ступенька;
невозможно научить кататься на велосипеде, т. к. боится отрывать ноги от земли;
часто теряет равновесие;
не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде
«Пройди по бордюру», «Пройди по канату», «Перешагни через кочки», качели, самостоятельное кружение ребенка вокруг себя и вместе со взрослым
Проприоцептивная система
Пониженное восприятие
проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий;
проблемы с повторением увиденных движений;
топает ногами во время ходьбы;
стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом
гиперактивность и порывистость движений
избирательное напряжение отдельных мышц и суставов
застывание в определенной позе
сильное надавливание на части тела (трение о стену)
чрезмерное приложение силы
Повышенное восприятие
часто нарочно падает на пол;
любит прыгать на батуте длительное время без остановки;
малая интенсивность и скованность движений
неуверенность движений
трудности при удержании позы
избегание самых обычных физических действий
недостаточное приложение силы
массаж, игры на похлопывание, тисканье, щекотка, игры на похлопывание.
Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Развивать сенсорную интеграцию нужно всем детям, абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт адекватная способность обрабатывать и интегрировать сенсорную информацию. Если пропустить дошкольный период, который является благоприятным для получения сенсорного опыта, то в начальной школе будут проблемы с письмом, Счетом и адекватным поведением. Ребенок будет отвлекаться на уроке, вертеться, быстро уставать, что снизит успешность школьного обучения.
Современные дети сильно отличаются от детей советского периода, когда у детей были огромные возможности получать сенсорный опыт. Дети много проводили время во дворе, играли в мяч, игры были разнообразны. Играли в резиночки, скакалки, классики. С помощью такого богатого сенсорного опыта у детей быстро нарабатывались навыки саморегуляции собственной деятельности. У современных детей весь этот сенсорный опыт вытесняет телефон, передвижение на автомобилях и гиперопека родителей.