Получи документы

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Екатерина Каткова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

ФГОС дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач всестороннее развитие ребенка, в том числе развитие высших психических функций, венцом которых является речь. Базисом для появления речи является развитие сенсорной системы. Которая является частью нервной системы.

Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Познание окружающего мира ребенком начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные им сведения об окружающем мире.

Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит именно от уровня сенсорного развития детей.

Сенсорная интеграция – это естественный, неврологический процесс развития человека. это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение в школе. В дошкольный период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.

Сенсорная интеграция является первым нижним пластом пирамиды Вильямса. Пирамида Вильямса, по-другому Пирамида обучения.

Сенсорная система включает в себя 7 подсистем: тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, обонятельная, зрительная, слуховая, вкусовая. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Сбой в работе одного из участников этой системы приводит к изменению работы всей системы и может вызван двумя основными причинами:

ребёнок получает слишком много чувственной информации и его мозг перегружен; (игрушки, телевизор, цветомузыка, громкая музыка).

ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации. (Памперс, мама мало обнимает ребенка)

Нарушения сенсорной интеграции отражают различные системы организма:

Тактильная система

Пониженное восприятие

ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего и всех;

плохо чувствует боль или температуру;

практикует самоповреждения (щипает себя, кусает, бьется головой, раздирает ранки);

прячется в узкие места, например, за диван;

всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их

Повышенное восприятие

не любит, когда его обнимают;

боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются;

не дает причесать, помыть или постричь волосы;

избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов;

в стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду

«Чудесный мешочек», «Бой подушками», «Какой на ощупь».

Слуховая система

Пониженное восприятие

часто не отвечает на свое имя;

издает различные звуки в виде клацанья, свиста;

любит очень громкую музыку и ТВ;

не может определить источник звука;

разговаривает сам с собой;

любит шумные места

Повышенное восприятие

закрывает уши руками;

реагирует на звуки, которые обычно не слышны окружающим (капание воды в кране, цоканье часов);

боится громких и неожиданных звуков;

боится шума бытовой техники;

не может слушать и смотреть одновременно

«Что звучит», «Тихо-громко», «Слушаем тишину»

Вкусовая система

Пониженное восприятие

может лизать, пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань);

предпочитает пищу с интенсивным вкусом;

часто жует волосы, одежду или пальцы;

постоянно тянет предметы в рот, даже после того, как вырос из раннего возраста

Повышенное восприятие

избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов;

определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу;

может есть только горячую или холодную пищу;

отказывается пробовать новые блюда

«Ах, как вкусно!» (проговаривать, какой по вкусу продукт, «Отгадай, что ешь»,

Обонятельная система

Пониженное восприятие

испытывает сложности в различении запахов;

затрудняется в различении неприятных запахов;

изучает предметы, нюхая их;

использует обнюхивание для общения с людьми

Повышенное восприятие

повышенное восприятие и сильные реакции на запахи;

отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха;

демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом

«Отгадай, чем пахнет» (предварительно ознакомить с запахами, «Понюхай и скажи чем пахнет»

Зрительная система

Пониженное восприятие

затрудняется в различении похожих между собой предметов;

не видит целую картинку (разрезные картинки);

затрудняется контролировать глазами движение предмета;

любит яркий свет;

любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами)

Повышенное восприятие

боится яркого света, жмурится, закрывает глаза;

любит темноту;

моргает, часто трет глаза при просмотре ТВ;

избегает контакта глаза в глаза;

отдает предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами

«Разложи по цвету, форме, величине», «Назови все красное в комнате, все зеленое и т. д.», «Красочные фантазии», раскрашивание раскрасок …

Вестибулярная система

Пониженное восприятие

находится в постоянном беге, кружении;

любит спрыгивать с мебели и других высоких мест;

любит качаться на качелях;

всегда бегает и прыгает вместо ходьбы;

любит быстрые и неожиданные движения (когда машина или велосипед наезжает на кочку)

Повышенное восприятие

предпочитает спокойные игры;

двигается настороженно;

боится высоты, даже если это одна ступенька;

невозможно научить кататься на велосипеде, т. к. боится отрывать ноги от земли;

часто теряет равновесие;

не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде

«Пройди по бордюру», «Пройди по канату», «Перешагни через кочки», качели, самостоятельное кружение ребенка вокруг себя и вместе со взрослым

Проприоцептивная система

Пониженное восприятие

проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий;

проблемы с повторением увиденных движений;

топает ногами во время ходьбы;

стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом

гиперактивность и порывистость движений

избирательное напряжение отдельных мышц и суставов

застывание в определенной позе

сильное надавливание на части тела (трение о стену)

чрезмерное приложение силы

Повышенное восприятие

часто нарочно падает на пол;

любит прыгать на батуте длительное время без остановки;

малая интенсивность и скованность движений

неуверенность движений

трудности при удержании позы

избегание самых обычных физических действий

недостаточное приложение силы

массаж, игры на похлопывание, тисканье, щекотка, игры на похлопывание.

Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Развивать сенсорную интеграцию нужно всем детям, абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт адекватная способность обрабатывать и интегрировать сенсорную информацию. Если пропустить дошкольный период, который является благоприятным для получения сенсорного опыта, то в начальной школе будут проблемы с письмом, Счетом и адекватным поведением. Ребенок будет отвлекаться на уроке, вертеться, быстро уставать, что снизит успешность школьного обучения.

Современные дети сильно отличаются от детей советского периода, когда у детей были огромные возможности получать сенсорный опыт. Дети много проводили время во дворе, играли в мяч, игры были разнообразны. Играли в резиночки, скакалки, классики. С помощью такого богатого сенсорного опыта у детей быстро нарабатывались навыки саморегуляции собственной деятельности. У современных детей весь этот сенсорный опыт вытесняет телефон, передвижение на автомобилях и гиперопека родителей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 августа 2024 в 05:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Каткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД