Валентина Провоторова
Сенсорное развитие
▼ Скачать +Заказ
Проблема сенсорного развития в дошкольной педагогике разрабатывалась такими учеными, как А. А. Нова, А. В. Запорожец, М. Н. Подьяков. Заметный вклад в исследование этой проблемы внес К. Д. Ушинский.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Публикация «Сенсорное развитие» размещена в разделах
Признавая важную роль первых лет жизни ребенка, я считаю, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей, главным образом, через развитие органов чувств. Накопление ощущений и представлений через использование органов чувств, через их развитие – трудный, длительный и противоречивый процесс.
Дети в этом возрасте усваивают тысячи разнообразных представлений, проверяют бесчисленное количество раз данные одного ощущения результатами других и затем путем бесконечного повторения заучивают их до полной автоматичности. Дети инстинктивно совершают изо дня в день гигантскую работу, одну и ту же вещь осматривают со всех сторон, тащат в рот, прикладывают к уху, бросают – в общем, производят с ней бесценные, всевозможные опыты. Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить. Наша задача – помочь ребенку освоиться с разнообразными ощущениями, научить осмысливать через них себя и окружающий мир. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания – систематическое упражнение органов ощущений, осуществляемое в 2-х направлениях.
Во-первых, упражнения в познании новых явлений, предметов; во-вторых, тренировка отдельных ощущений с целью увеличения силы и точности их восприятия.
Для обеспечения полноценного сенсорного развития ребенка необходимо обеспечить детей разнообразными впечатлениями и различным материалом для активной деятельности. Особенно богатые впечатления дети получают на прогулке: явления природы, различный природный материал (песок, вода, снег, и др., птицы, домашние животные, жизнь улицы обогащают зрительное и слуховое восприятие, ориентируют представления, разнообразят предметную деятельность. Обогащает чувственный опыт соответствующая окружающая обстановка. Специально подобранные игрушки и пособия, различные по цвету и величине, материалу, форме, назначению, способам использования очень обогащают восприятие ребенка и практически знакомят его с реальными свойствами вещей. Такие предметы находятся у нас в сенсорном уголке. Побуждение детей к самостоятельным доступным по возрасту действиям во время еды, туалета и других режимных процессов также значительно расширяет восприятие и круг представлений ребенка.
Большое место в сенсорном развитии занимают дидактические игры, в процессе которых в занимательной форме осуществляется умственное развитие и обучение детей. В этих играх путем упражнений под руководством воспитателя уточняется и развивается восприятие, ребенок приобретает определенные знания, умения, учится выполнять правила.
Работа по формированию познавательных способностей начинается со знакомства с цветом и формой. Конкретная цель обучения – научить детей различать и называть цвет и форму, систематизировать предметы по этим признакам. Обучение мы начинали с красного цвета и с таких признаков формы, как большой, маленький. Виды игр, которые мы используем с детьми на классификацию признаков: цвет и форма. «Найди предметы такого же цвета (на пластины зеленого цвета нужно подобрать предметы только зеленого цвета, на красную пластину – только предметы красного цвета и. т. д.) .» «Разложи шарики на поле» (шарики желтого, синего, красного и зеленого цветов раскладываем на дощечках с отверстиями соответствующих цветов, «Покорми птичек».
Виды игр на название цвета: «Назови цвет предмета», «Угадай, какого цвета одежда». Игры на систематизацию: «Разложи предметы по цвету». Я выкладываю дидактический материал для свободной игры (например, кубики) и побуждаю детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету.
Чтобы закрепить полученные знания о цвете мы проводим с детьми игры в течение всего пребывания их в детском саду (Например, обращаю внимание на то, какой красивый красный костюм у Наташи и предлагаю детям найти у себя в одежде что-нибудь красного цвета или вместе с детьми собираем на один стол игрушки только синего цвета, за другой стол зеленого цвета и. т. д.) . Главное в работе – чаще фиксировать внимание детей на цвете.
При рассматривании книжных иллюстраций мы подбираем книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета. В беседах с детьми мы заводим разговор о цвете, предлагаем ребенку назвать свой любимый цвет. Во время рисования мы используем краски заданного цвета (травка – зеленая, цыпленок – желтый и. т. д.)
Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Знакомя детей с признаками предметов «большой», «маленький», мы проводим такие игры на классификацию: «Оденем куклу» (дети должны подобрать одежду для большой, маленькой куклы). На называние предметов мы используем такие игры, как»Чудесный мешочек» (Дети на ощупь должны определить предмет, его величину, назвать его: пуговица большая или маленькая, камешек большой или маленький, кубик большой или маленький) .
Затем мы проводим игры на систематизацию: из строительного материала, имеющегося в группе, выбираются большие и маленькие кубики. Дети строят башенку, чередуя большой и маленький кубики.
Проводим подвижные игры на закрепление (например, при слове «большой» дети становятся такими большими, как великаны. Они встают на носочки и поднимаются вверх. При слове «маленький» дети становятся такими маленькими, как «карлики», дети приседают). Закрепление материала проводится в течение всего дня. Во время беседы мы стараемся рассказывать детям о больших и маленьких животных. Во время сервировки стола мы обращаем внимание на то, что среди ложек, тарелок есть маленькие и большие. Во время физкультурных занятий мы предлагаем детям достать из корзинки сначала большие, а затем маленькие мячики.
При ознакомлении детей с признаками предметов «длинный», «короткий» используем д/и на классификацию или же на конструировании дети строят длинную и короткую дорожку для матрешек. Используем игры детей на название данного признака: «Мы шагаем» (Дети ходят по комнате, делая короткие и длинные шаги) .
При знакомстве детей с формой предмета начинаем с такого предмета, как мяч. Обращаю внимание на то, что он круглый, может катиться. Предложила детям подвижную игру с мячом (Дети, сидя в кругу, катали мяч друг другу, а потом я предложила покатать кубик. Дети на собственном опыте убедились, что кубик не катится. Обсудила с детьми причину неудачи, рассказала о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком). У нас есть такая игра «Разложи правильно», где на карточках наклеены геометрические фигуры, и дети должны правильно наложить все круги на круги, а квадраты на квадраты.
Во время рисования дети рисуют предметы круглой формы: мячи, моточки ниток, комочки снега. Во время занятия лепкой дети лепят приемом раскатывания: «Мячик для куклы», «Яблоки», «Вишни в корзине», «Колобок румяный бок».
На конструировании мы с детьми строим домик из кубиков, а крыша у него треугольная.
На название формы снова использовала игру «Чудесный мешочек», где дети находили круг, квадрат, вынимая их из мешочка и называя их. В свободной деятельности для закрепления использовала коробочку с прорезями (д/и «Почтовый ящик», куда дети опускали предметы разной формы. У нас есть д/и «Собираем елочку», где дети из треугольников разной величины собирают елочку; д/и «Снеговик растаял», «Собери неваляшку» (дети из кругов разной величины собирают снеговика и неваляшку) .
Положительное влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей может быть достигнуто при условии проведения их не в виде изолированной тренировки отдельной функции. Например, угадывание цвета на одном и том же пособии не проводится, а используется разный материал и в различных сочетаниях двигательной активности с разнообразной умственной деятельностью.
Так, например, для уточнения цвета дети действуют с разнообразными материалами – пирамидками, коробочками, пуговицами, крышками, кубиками, картинками, игрушками. Детям даются разные задания, требующие различия и угадывания цвета. Например: «Дай, пожалуйста, все красные шарики». «Посмотри какое платье у Алены? Да, оно тоже красное».
Для развития мелкой моторики мы используем различные шнуровки – это и д/и «Помоги пройти по дорожке», и рамки со шнуровками в виде грибочка, круга и др. ; пуговицы – одеяло с нашитыми на нем пуговицами, где дети могут прикрепить различные фигуры, это и различные предметы, выполненные из ткани, где на пуговицах пристигаются различные детали (у машинки – колеса, у елочки – игрушки, у снеговика – кружочки и. т. д.) . Большую помощь в сенсорном развитии детей оказывает коврик развития. Элементы коврика малыши могут трогать, мять, тянуть, отстегивать (причем используются и пуговицы, и липучки, и кнопочки, и крючки, застегать и расстегивать молнии, перебирать колечки на шнурке, позвонить в колокольчик, завязать бант – то есть самыми разными способами давать волю исследовательскому движению и любопытству. Каждый элемент коврика многофункционален и направлен и на развитие различных анализаторов ребенка, и на стимулирование его социальных реакций, и на развитие навыка схватывания предметов, вообще моторики руки и пальцев (особенно большого и указательного) .
Часть дидактических игр проводится без специальных пособий. Для развития слуховой чувствительности мы организуем такие игры: «Послушай и назови, что слышно» или «Угадай и скажи, кто как кричит». В первой игре предлагаем детям прислушаться к тому, что слышно вокруг (лай собаки, шум ветра, капание воды из крана, а во второй – к тому, что я произношу, подражая голоса, птиц. Упражнения в правильном произношении содержится в такой, например, игре: «Скажи, кто как кричит», «Как кукушка кукукает», «Как звенит колокольчик» и др.
Различный природный материал – песок, вода, камешки, шишки, также используется, как дидактический. Например, наполняя песком разных размеров ведра, сравниваем их по тяжести. Развитие сенсорной культуры осуществляется также на музыкальных занятиях, при лепке, рисовании, конструировании.
Дидактические игры мы проводим на занятиях. По мере того, как дети овладевают дидактическими пособиями, т. е. используют их целесообразно, в соответствии с задачей, эти пособия передаю для самостоятельной деятельности. Но стараемся, чтобы дидактические пособия использовались строго по назначению, помогали детям в правильном решении задания и усвоении соответствующих умений. Проводим индивидуальную работу, стараюсь, чтобы все дети усвоили материал. Полученные детьми знания мы закрепляем при повседневном общении с детьми во время игр, на прогулках, в быту.