Наталия Зимина
Сенсорная интеграция в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
___
Сенсорная интеграция в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
___
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят оттого, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция.
Публикация «Сенсорная интеграция в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорная интеграция- это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с ЗПР, РАС, задержкой речевого развития. При этой проблеме дети неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т. д.
Ребенок с ОВЗ не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»). В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно. Развитие восприятия у дошкольников с ЗПР имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом.
Сенсорные системы
Проблемы поведения
Зрительная
Гиперфункция
• избегание зрительного контакта.
• боязнь яркого света
• боязнь большого количества людей.
• неприятие ярких игрушек, человеческого лица.
• неподвижный взгляд в одну точку или «сквозь» объект.
• стремление к темноте
• недостаточный интерес к картинкам, книгам, телевизору
Проблемы поведения
Зрительная
Гипофункция
(все, что характерно для детей в раннем возрасте).
• вращение пальцами, предметами перед глазами.
• рассматривание предметов вблизи от глаз надавливание на глазные яблоки
• зачарованность цветом или рисунком ребенок
• плохо следит за движущимися объектами,
• путает схожие предметы, а в дальнейшем в школе – схожие буквы.
• Фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком;
Проблемы поведения
Слуховая
Гиперфункция
• непереносимость бытовых шумов, особенно высоких
• отсутствие реакции на свое имя, на производимые звуки.
• стремление закрывать уши.
• предпочтение тихих звуков.
• разговор шепотом.
• отрицательная реакция на музыку
Проблемы поведения
Слуховая
Гипофункция
• Визг
• жужжание
• скрежет зубами
• кряхтение
• хлопки в ладоши
• постукивание карандашом, кончиками пальцев
• шелест страницами книги
• сминание и разрывание бумаги
• увлеченность слушанием музыки
• эхолалии
Проблемы поведения
Тактильная
Гиперфункция
• непереносимость прикосновений.
• нежелание обнажать кожу.
• нежелание прикасаться к незнакомым вещам и текстурам
• отказ от ношения одежды из определенной ткани.
• беспокойство от ярлыков на одежде, изнаночных швов.
• уклонение от купания и умывания.
• болезненные ощущения от малейших царапин.
• ходьба на носках.
• негативная реакция на ходьбу босиком
• дискомфорт при причесывании или стрижке
Проблемы поведения
Тактильная
Гипофункция
• слабая реакция на боль и холод
• нанесение себе повреждений
• стремление трогать все и всех
• прикосновение к себе (теребит волосы, щелкает пальцами, потирание ладоней, грызение ногтей)
• привязанность к необычным по тектуре вещам
• удовольствие от разрывания бумаги, расслоения ткани, пересыпания круп
Проблемы поведения
Проприоцептивная (собственного тела)мышечно-суставное чувство, управление движениями
Гиперфункция
• малая интенсивность и скованность движений.
• неуверенность движений
• трудности при удержании позы.
• избегание самых обычных физических действий.
• недостаточное приложение силы
Проблемы поведения
Проприоцептивная (собственного тела)мышечно-суставное чувство,
управление движениями
Гипофункция
• гиперактивность и порывистость движений.
• избирательное напряжение отдельных мышц и суставов.
• застывание в определенной позе.
• сильное надавливание на части тела (трение о стену).
• чрезмерное приложение силы
Проблемы поведения
Вестибулярная
Гиперфункция
• боязнь высоты.
• непереносимость изменения положения тела в пространстве.
• избегание лишних и вращательных движений
Проблемы поведения
Вестибулярная
Гипофункция
• вращения-раскачивания
• ерзанье. взмахи руками.
• прыжки. ходьба, бег по кругу.
• балансировка
• карабканье по мебели
Проблемы поведения
Вкусовая
Гиперфункция
• судорожное зажимание рта
• приверженность определенным продуктам и неприятие других
• отказ от приема пищи (мягкой, липкой, хрустящей)
Проблемы поведения
Вкусовая
Гипофункция
• всеядность.
• привязанность к острой пище.
• стремление сосать и есть несъедобное
Проблемы поведения
Обонятельная
Гиперфункция
• боязнь запахов
• головокружение, тошнота от запахов
Проблемы поведения
Обонятельная
Гипофункция
• постоянное обнюхивание предметов и людей
• привязанность к резким и неприятным запахам
Таким образом, можно сделать вывод, - у ребенка с дисфункцией сенсорной интеграции нарушен процесс полноценного развития.
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.
При коррекционной работе с детьми ЗПР, наиболее эффективным является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы. Данный метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Этот метод реализуется в двух направлениях: создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними; совершенствование отдельных перцептивных умений и обучение комплексному использованию этих умений.
Данный метод позволяет повысить нейродинамику, работоспособность, способствует улучшению работы сенсорных систем, совершенствованию умения понимать свое тело и управлять им.