Юлия Светлова
Сенсорная интеграция детей с нарушением зрения посредством игр на межполушарное развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная интеграция детей с нарушением зрения посредством игр на межполушарное развитие»
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы? И, наконец, как их развивать? И какова связь сенсорной интеграции и межполушарного развития?
Публикация «Сенсорная интеграция детей с нарушением зрения посредством игр на межполушарное развитие» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Итак…
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний. Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.
К сожалению, сегодня в эпоху цифровых технологий значительная доля восприятия и переработки информации приходится на зрительный анализатор, который превалирует над всеми другими органами чувств. Телевизоры, планшеты, компьютеры, мобильные телефоны, различные цифровые гаджеты - практически вся информация поступает через зрительное восприятие. И адаптируясь к реалиям современного мира, ребенку сложно самому вычленять и воспринимать другого рода сигналы, поступающие через слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, тактильные рецепторы. Следовательно, наступает расстройство сенсорной интеграции - состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через все органы чувств.
Исходя из этого, целесообразно и логически оправданно обратиться к особенностям строения и развития головного мозга ребенка.
Целостность мозга создается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) располагается между полушариями головного мозга в его теменно-затылочной части. Оно состоит из двухсот миллионов нервных волокон и необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение работы мозолистого тела расстраивает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Одно и второе полушарие начинает работать без взаимосвязи. Нарушаются пространственная ориентация, эмоциональное состояние, зрительно-моторная координация
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, же -аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели
Нервная система человека, как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.
• Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.
• Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, мозолистого тела, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности, развивается дисфункция обработки сенсорной информации
Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–10 лет. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения, одно из полушарий развивается активнее другого.
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
• Проблемы в письме.
• Проблемы в устной речи.
• Трудности в запоминании информации.
• Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
• Сложность в восприятии учебной информации.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия :
• Зеркальное написание букв и цифр.
• Псевдолеворукость.
• Логопедические отклонения.
• Неловкость движений.
• Агрессия.
• Плохая память.
• Отсутствие познавательной мотивации.
• Инфантильность
Как же определить есть ли у ребенка нарушения межполушарного взаимодействия?
Для этого существуют определенные тесты. Например:
1. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
При неправильных ответах более 30% отмечается наличие нарушения межполушарного взаимодействия и его предрасположенность к речевым нарушениям.
2. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: кулак-ребро-ладонь.
Первую пробу ребенок выполняет совместно со взрослым, потом повторяет 10 раз по памяти сначала левой рукой, потом правой, после двумя.
Задание доступно детям 6 лет и старше. Для теста характерны два вида ошибок: переключение с одного движения на следующее и нарушение последовательности движений и пропуск. Ошибки в данной пробе характеризуют наличие левополушарной недостаточности.
Моя специализация, как педагога- тифлопедагогика, я работаю с детьми с нарушением зрения. Работая, я нередко сталкиваюсь с детьми, которые невнимательны, неспособны сосредоточиться и выполнить то или иное упражнение. Причины этих проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга его функционированием и особеностями сенсорной интеграции.
Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством. Наблюдается снижение скорости и точности зрительного восприятия, замедленность становления зрительного образа, сокращение и ослабление ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.).
Такие дети отличаются своеобразием речевого развития, проявляющимся в слабой связи речи с предметным содержанием, наблюдается снижение общей познавательной активности. Кроме того, детям с нарушением зрения характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями.
Метод сенсорной интеграции в моей работе предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения и психических функций через сенсорные системы. Коррекционные упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, от возраста, физического и эмоционального состояния детей, а так же ситуативного состояния каждого ребенка. Чем раньше и активнее стимулировать сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Поэтому в занятия я включаю задания, приемы, направленные на компенсацию определенных диагнозом нарушений и расстройств чувственной интеграции ребенка. В основном это задания на формирование межполушарных взаимодействий, стимулирование слухового анализатора, тактильных ощущений, движений.
Проанализировав опыт ученых и педагогов, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно выявить скрытые способности ребенка младшего дошкольного возраста и расширить границы возможностей, гармонизировать работу его мозга.
Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка с нарушением зрения и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания определённой развивающей предметно-пространственной среды. Вашему вниманию я хочу представить свои разработки пособий из нетрадиционных материалов, благодаря которым можно выполнять специальные упражнения.
Итог:
В результате проведения коррекционно-развивающей работы с использованием сенсорных методов мною наблюдаются следующие результаты:
• значительно улучшается чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам;
• улучшается осознание своего тела в пространстве;
• снижается уровень двигательного беспокойства;
• значительно улучшается двигательная координация;
• значительно улучшается концентрация внимания;
• улучшается способность к обучению и коммуникации;
• значительно улучшается эмоциональный фон.