Елена Медведева
Семинар «Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
"Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи»
составила: Медведева Е. Н.
воспитатель
Цель. Расширить теоретические знания и практические умения в вопросах сотрудничества с семьями воспитанников.
Этапы Деятельность ведущего Деятельность педагогов Результат
Приветствие
Публикация «Семинар „Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Основной этап В педагогической теории и практике существует немало ценных исследований, посвященных семье как институту воспитания. Однако современная парадигма гуманно-личностного образования, провозглашающая субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, требует необходимости отойти от традиционного формирующего подхода к работе с родителями ("формирование педагогической культуры", "педагогическое просвещение", "воспитание родителей" и т. п.). Все более актуальной выступает задача активизации субъектной роли родителей, уважения и поддержки их потенциальных воспитательных возможностей, а следовательно, поиска качественно новых форм и методов взаимодействия с родителями по развитию воспитательного потенциала семьи.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что воспитательный потенциал как динамическое образование, которое поддается воздействию, зависит от многих обстоятельств и определяет степень возможностей семьи в формировании личности. Доклад «Воспитательный потенциал семьи»
воспитатель – Гусельникова О. А., психолог – Пермякова Н. В. (приложение 1) Педагоги познакомились с теоретической частью семинара.
Разминка
Практический этап Задание 1
Педагоги должны дать определение слову «сотрудничество»
Задание 2
Воспитатели отвечают на вопросы :
По чьей инициативе проводятся в Вашей группе встречи с родителями?
Как вы планируете эти мероприятия, на что при этом опираетесь?
Участвуют ли родители в подготовке этих встреч или вся работа ведется только Вами?
Каким образом Вы добиваетесь, активности родителей воспитанников и всегда ли они охотно идут на контакт?
Задание 3
Педагогам предлагается определить свое отношение к поведению родителей, раздать текст на карточках и разыграть ситуацию воспитатель - родитель.
1. Воспитатель, рассказывая о роли двигательной активности в физическом развитии дошкольников, советует родителям приобрести детям облегченную спортивную форму для физкультурных занятий, а в ответ слышит возмущенный возглас: «Ну, вот еще, мой ребенок будет ходить в теплом костюме! Я лучше знаю, во что его одевать!»
2. Марина посещает логопедическую группу. Речь девочки требует регулярного выполнения индивидуальных заданий. Однако Марина их не выполняет, объясняя это тем, что мама ходит на шейпинг и не успевает с ней заниматься.
3. Мама Тани со слезами на глазах приходит к заведующей: «Это возмутительно! У ребенка опять синяк. За что только воспитатели зарплату получают?». После увещеваний руководителя детского сада, несколько успокоившись, заявляет: «Примите меры, иначе я буду жаловаться в вышестоящие инстанции!»
4. Саша замкнут, на занятии пассивен, часто проявляет агрессивность по отношению к сверстникам. Социометрические обследования показали, что ребенок относится к категории отверженных, и педагог посоветовал маме обратиться по этому поводу к психологу. Мама бурно реагирует, доказывая, что у ее сына много друзей, рассказывает о его любимых занятиях дома.
Обобщив высказывания педагогов, ведущий говорит о негативных моментах, встречающихся в работе воспитателей.
Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг, навешивание ярлыков («Яблоко от яблони…», «У таких родителей такой ребенок, ничего удивительного!») – все это позволяет говорить о разных типах поведения воспитателей.
Воспитатель родителей – считают, что мамам и папам (как и детям) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно, этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей, но и у молодых специалистов.
Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимание к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.
Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.
Ранимые – неуверенные в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что-то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.
Педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения ребенка.
Ведущий предлагает подумать, какой тип поведения более соответствует их действиям.
Задание 4
Педагоги должны рассказать о некоторых используемых ими приемах работы с родителями. Педагоги делятся на 3 фокус группы и выполняют задания ведущего. Педагоги применили теоретические знания на практики, а также обобщили свой практический опыт работы с родителями.
Рефлексия