Елена Табанакова
Семинар «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новонукутский детский сад №2
Мастер-класс
«Играем, обучаем, развиваем».
Районный семинар «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Учитель-логопед: Петунова С. Г.
Педагог-психолог: Табанакова Е. П.
п. Новонукутский 2017г.
Мастер-класс: «Играем, обучаем, развиваем».
Цель:
Публикация «Семинар „Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Совершенствовать традиционные формы работы с педагогами в организации коррекционной работы с ребенком в дошкольном учреждении.
Задачи:
Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов логопеда и психолога. Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
Ход мастер-класса
Логопед: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Психолог: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем семинаре. Логопед: Нам очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
Психолог: Любой мастер класс начинается со знакомства и приветствия членов группы. Как правило, участники подобных мероприятий могут представляться кем и как угодно. И сегодня у каждого из Вас есть такая возможность.
Логопед: Игра «Давайте познакомимся» :
«Имена прилагательные»
Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса).
Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.
Психолог: Упражнение «Разогревки - самооценки»
Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Задания:
если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
Игра «Блиц-опрос»
Психолог: Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).
Логопед: 1) Что такое фонема? (звук).
2) Сколько гласных звуков в русском языке (10).
3) Каким цветом обозначаем гласные звуки?
Психолог: Психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства – это … (Изотерапия)
Логопед: 1) Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
2) А согласного твердого?
3) Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
Психолог: Условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют … (Комфорт)
Логопед: 1) Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
2) Сколько звуков в слове деньги(5)
Психолог: Какие наказания недопустимы? (телесные)
Логопед: 1) Какая часть речи отвечает на вопросы «Что делает?», «Что делают?».
Психолог: Чувство уверенности, защищенности, способствующее нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим. (Эмоциональное благополучие)
Логопед: Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
Психолог: Психологическое консультирование с использованием сказок – это … (Сказкотерапия)
Логопед: Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).
Психолог: Баланс между внешней и внутренней гармонией человека – это … (Психологическое здоровье)
С прекрасными эмоциями начинаем мастер-класс.
Логопед.
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, зубы, мягкое и твердое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят врачи и косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только укрепляют мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица.
Артикуляционную гимнастику с воспитанниками провожу с использованием зеркал.
Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
«Часики»
"Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!"
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Лопатка»
"Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает. "
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Окошко»
"Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят. "
Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"
«Варенье»
"Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать. "
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот
«Лошадка»
"Я лошадка – серый бок (цок, цок,
Я копытцем постучу (цок, цок,
Если хочешь, прокачу (цок, цок)."
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку» : сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
«Чистим зубки»
"Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние. "
Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
«Заборчик»
"Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны. "
Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Дудочка»
"На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду. "
Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
«Грибок»
"На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке. "
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
«Орешки»
"Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки. "
Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".
«Качели»
"На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз. "
Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
«Лесенка»
"Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки. "
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
«Гармошка»
"Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз. "
Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Пароход»
"Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход. "
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы» : «ы-ы-ы» (пароход гудит).
«Маляр»
"Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я. "
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», двигаясь то зубов до горлышка.
А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!
Психолог.
Работа над общей и мелкой моторикой
Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник; Безымянный – улучшает работу печени; Мизинец – помогает работе сердца.
Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Логопед
Развитие правильного речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, рав-номерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают инте-рес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
Необходимо соблюдать последовательность упражнений. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3—4 раза.
«Горох»
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.
На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох.
«Самолетики»
Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей дальше улетит,
Тот пилот и победит.
Готовые бумажные самолетики выставить на столе.
«Дорожка»
Ленту цветную я раскручу,
Длинную дорожку вам покажу.
Мы посмотрим, кто быстрей:
Хлопай, топай веселей.
Дуть на ленточку, скрученную в трубочку.
«Снегопад», «Листопад»
Снежинок много я собрал,
Ветерочком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
Листьев много я собрал,
Ветерочком легким стал.
Если очень постараться,
Листья дружно разлетятся.
Психолог.
Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой.
Упражнение «Мы – команда!»
Постройте, используя ваши руки и руки коллег, следующие фигуры:
• квадрат ;
• треугольник ;
• круг;
• птичий косяк ;
Упражнение-раскрепощение «Дотронься до…».
— Дотроньтесь до желтого (шершавого, круглого, бумажного.)
Следующая игра. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем. В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, чем вы будете очень быстро касаться своего партнё ра:
- Нога к ноге!
- Нос к носу!
-Щека к щеке!
Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите руку. Поприветствуйте друг друга такими частями тела:
- левое колено к левому колену!
- правая ладонь к правой ладони!
- левое плечо к правому плечу!
Игра «Скороговорки»
Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией.
Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (Грустно)
Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (Удивленно)
Добры, бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры во дворы стары. (Раздраженно).
От топота копыт пыль по полю летит. (Радостно)
Анализ: Скажите, как вам показалась наша игра?
-Какие чувства вы испытали во время игры? (ответы).
-Веселье, азарт, восторг, другими словами как назвать эти состояния? (Эмоции).
Итак, уважаемые коллеги, с помощью этих упражнений нам удалось: преодолеть тревожность, сплотиться и раскрепоститься. Именно игры такой направленности мы используем в работе с детьми.
Логопед.
Развитие зрительной гимнастики.
Зрительная гимнастика - укреплять глазные мышцы, устранять возникающее напряжение, и понижать нарастающее утомление глаз.
«Поучись у животных»
Абсолютно все зверятки
Для глазок делают зарядку.
Терпеливо. Не ленятся.
Начинают заниматься.
Пушистый, серенький зайчишка
Любопытничает слишком.
Взглядом вправо, взглядом влево
Он водит так умело!
Влево - вправо, влево - вправо!
Молодец, зайчонок! Браво!
(движение глазами влево - вправо)
Сидит мартышка выше всех,
Глазами водит, то вниз, то вверх.
Видит, что внизу творится,
И как парят над нею птицы.
Вниз - вверх, вниз – вверх.
Мартышка видит больше всех.
(движение глазами вниз - вверх)
Перепуганный мышонок,
Хоть совсем ещё ребёнок,
Быстро глазками моргает,
Закрывает, открывает.
Моргает быстро : раз – два! Раз – два!
На ножках держится едва.
(быстро поморгать глазками приблизительно 10 секунд)
Плутовка рыжая лисица
Моргать особая мастерица.
Глаза зажмурит, что есть силы,
Потом откроет их красиво.
И снова, снова повторяет,
То сильно жмурит, то открывает.
(Зажмурить глаза на 3 секунды, и открыть. Повторить 5 раз)
Ленивец любит спать, так сладко!
А между снов, для глаз зарядка.
Он медленно их закрывает,
Пару секунд и открывает.
Поспит, поест, потом опять,
Он будет медленно моргать.
(Медленно непринуждённо поморгать около 10 раз)
У белки всё наоборот:
Движенье глаз – круговорот.
Вращает белочка глаза
По кругу вправо, потом назад.
И снова вправо, снова влево…
По кругу глазки между делом.
(Вращение глаз по кругу в правую а затем в левую сторону)
Так по-разному моргают,
Потому что звери знают,
Что напряженье с глаз снимается,
А зренье улучшается.
(Потянуться, позевать, расслабиться)
Психолог. Упражнение «Подарок» Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
«Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. «Давайте наградим себя аплодисментами!»
Логопед:
Мы благодарим вас за участие в мастер-классе, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.