ламара козаева
Семинар с педагогами ДОУ с элементами мастер-класса познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов; выработка единой педагогической позиции.
систематизировать знания педагогов о педагогических технологиях, их разновидностях и особенностях, знакомить с передовыми педагогическими технологиями в области дошкольного образования, повышать профессиональный уровень педагогов
Публикация «Семинар с педагогами ДОУ с элементами мастер-класса познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Уточнить знания педагогов по экспериментальной деятельности в ДОУ.
Задачи:
1. Повысить профессиональную компетентность педагогов в планировании работы по экспериментальной деятельности.
2. Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по поисковой деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: педагоги
Оборудование: карточки с заданием
Правила участия в деловой игре:
- соблюдение регламента,
- аргументированность участниками каждого принятого решения,
- решения должны быть согласованы всей группой,
- соблюдение правил дискуссии.
Слайд 1- Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.»
Слайд 2Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
О ФГОС каждый из нас знает не понаслышке – это та перспектива, которая становится реальностью для каждого из нас.
Слайд3 Все мы хорошо знаем, как расшифровывается ФГОС? А сейчас давайте отойдем от стандартного варианта и расшифруем ФГОС по-другому (по-новому). Т. е. попробуем его охарактеризовать, для этого ответим на вопрос, какой он федеральный государственный образовательный стандарт? (ИТОГ, обобщающий высказывания слушателей)
Педагогическим коллективам сложно перестраиваться в современных условиях переходя на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и единой формы (занятия) организации детской деятельности, т. к. в методических пособиях к примерным основным образовательным программам, сохраняются отдельные элементы традиционных технологий, преобладают иллюстративно-объяснительные методы и приемы, а педагоги не могут самостоятельно проанализировать программу, методическое пособие, технологию, осуществит их отбор.
В современной образовательной практике возникают вопросы: «Как повысить эффективность образовательного процесса?»
Слайд 4 И прежде, чем ответить на этот вопрос я предлагаю вам обсудить следующие вопросы: когда обучающемуся не интересно обучаться? Когда педагогу не интересно учить? Когда родители недовольны результатами обучения своего ребенка? Как гарантировать достижение результатов обучения и воспитания?»
Вы поделены на четыре группы “воспитанники”, “педагоги”, родители, и администрация
В течение 5 минут методом мозгового штурма вы составляете перечень причин. Из ответов выделяете 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучиваете их.
Что необходимо, чтобы повысить качество дошкольного образования, сделать педагогический процесс высоко эффективным? Без чего невозможен переход к новому качественному образованию?
Слайд 5 Переход к новому качественному образованию невозможен без:
1. Внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий,
2. Повышения профессиональной компетенции педагога
3. Взаимодействия всех субъектов образовательного сообщества
Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть высоко эффективными.
Поэтому педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, все настойчивее говорят о переходе к технологии
Слайд 6 Что означает сам термин «технология»?
Слово «технология» происходит от греческих слов: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве
Любая технология имеет цель и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. Технологии, в которых цели и средства активизации составляют главную идею и становятся основой
эффективности результатов, относятся к педагогическим технологиям на основе деятельности, специфичной для ребенка дошкольного возраста
Слайд7 Таким образом, вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства - правила их использования - результат. Это ядро любой технологии в образовании.
Слайд8 Педагогические технологии.
Проанализируйте свою деятельность. С какими технологиями вы уже знакомы, какие вы уже активно используете в своей практике и почему? По каким критериям вы осуществляете свой выбор? Как отличаете традиционную технологию от современной.
Работаем в группе создаем 2-3 аргумента выбора той или иной технологии; вашего критерия отбора, обоснование выбора, отличие от традиционных форм работы.
Технологий много но я хочу остановиться на технологии исследовательской деятельности. Работа в данном направлении представляется нам актуальной и важной в свете введения ФГОС ДО. Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности детей, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни. Ученые выделяют деятельность экспериментирование -- как ведущую деятельность в период дошкольного развития ребенка. Дошкольник проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности (экспериментированию). Оно пронизывает все сферы детской деятельности (прием пищи, игру, занимательное дело, прогулку) .
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!
Сегодня мы с вами будем познавать тонкости организации исследовательской деятельности. Для начала давайте определим структуру проведения эксперимента. У вас на столах карточки с названиями этапов для выстраивания последовательной цепочки.
Слайд 9
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст)
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.
6. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
7. Наблюдение результатов эксперимента.
8. Фиксирование результатов эксперимента.
9. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
(На стол ставится короб ощущений).
- Уважаемые коллеги, в нашем коробе ощущений что то есть. Я попрошу кого- нибудь из вас подойти, просунуть руки и посмотреть, что же там такое? А выйдет тот, кто первым отгадает загадку.
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки,горы, океаны.
(На ощупь определили что там апельсин.)
Давайте на время превратимся в детей и поговорим, какой он, апельсин. (круглый, оранжевый, сочный и т. д.)
Давайте попробуем видоизменить его, придумать такой фантастический апельсин, какой еще никогда в жизни не видели. Например, подберем слова-характеристики как к слову птица. (крикливая, прыгающая, летающая, плавающая и т. д.)
Что хорошего в том, что у нас получилось? (апельсины стали живыми.) А что в этом плохого? (их нельзя есть).
А в жизни может быть плавающий апельсин? Давайте проверим.
Опыт «Почему апельсин не тонет»
1. - Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
2. - Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему?
3. - Что видите? Почему?
- Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в ней не тонут.
Какой вывод можно сделать? (воздух легче воды.) Где человек нашел применение этого свойства воздуха? (надувные круги, матрасы, лодки).
А теперь послушайте объяснялки от наших детей (про лабораторию, микроскоп, пробирки).
А закончить наш у встречу я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть этой притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.
До свидания!