Ольга Мищишина
Семинар «Развитие речи детей через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар №2 «Развитие речи детей через игровую деятельность»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей в игровой деятельности.
Старший воспитатель Мищишина О. Н.
2 слайд
Публикация «Семинар „Развитие речи детей через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
3 слайд
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения, а значит оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий.
4 слайд
Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.
Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства - различия и т. д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе речи, наблюдательность, память, сообразительность.
Одной из форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В процессе игры воспитатель разговаривает с детьми, обогащает знания детей об окружающей действительности.
В детском саду большое место отводится подвижным играм. С детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.
Большое значение в речевом развитии детей оказывают театрализованные игры и игры драматизации. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх, исполняют различные роли. Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.
5 слайд
Виды игровых приемов
Словестные игры, загадывание и отгадывание загадок
Музыкальные игры
Пальчиковые игры
Викторины, КВН - игры
Создание игровой ситуации
Обыгрывание предметов, игрушек, картин
Мнемотехника
Наглядное моделирование
Синквейн
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Коллаж
Литотерапия (камешки «Марблс»)
«Майндмэппинг» («карты мыслей», «интеллект-карты».
В игровых ситуациях-упражнениях дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия
В ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах) дети усваивают основные социальные отношения, свое поведение в мире людей. В них ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
В ситуациях-оценках - оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.
6 слайд
Коллаж
Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры. между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Виды коллажей:
Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки;
Обучающий - способствует получению и закреплению информации о предмете коллажа.
7 слайд
Литотерапия- (от греч. lithos – камень и therapia – лечение) лечение минералами. Она применяется в коррекционной и лечебной педагогике, в особенности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Использование в работе с детьми камешков «Марблс» развивает творческую фантазию и творчество детей, способствует обогащению словаря детей, развитию пространственной ориентировки.
8 слайд
«Майндмэппинг» Ментальная карта («карты мыслей», «интеллект-карты» Тони Бьюзен известный английский психолог
Прием карт-мыслей основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение карт мыслей побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира. В использовании карт мыслей первое направление – это сбор материала о предмете или объекте. Создание карты мыслей в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
9 слайд
Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. В младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай кто позвал».
Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.
Средний дошкольный возраст - добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое», «Назови лишнее слово», описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек», формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде», так же можно использовать договаривание детьми слов, недосказанных воспитателем) и пр.
Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.
В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.
10 слайд
У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.
Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.
Ведущая линия развития детей пятого года жизни – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».
11 слайд
Следует отметить, что для того чтобы детям игры и упражнения стали интересны, сам педагог должен быть увлечен. А это происходит, когда он собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, ошибаться и исправляться в ходе игры. Вот тогда возникает равноправие в игре, тогда возникает и союз детей и взрослых.