Кокорева Надежда
Семинар «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский
Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Публикация «Семинар „Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры в ДОУ можно через образовательные проекты.
Актуальность проекта
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Цель проекта : воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников на основе приобщении детей к истокам русской национальной культуры.
Основные воспитательные и образовательные задачи:
• пробудить интерес к истории и культуре России;
• способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
• способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
• знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
Выделяют следующие направления работы:
формирование у детей положительного отношения к русской народной культуре осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации приобщения : непосредственно образовательная деятельность, игры, беседы, чтение художественной литературы, рисование, изготовление поделок и т. д.
На первом этапе дети знакомятся с историей русской народной культуры. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит.
На втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с русской народной культурой, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с народными промыслами», расширяя представления детей о русской народной культуре.
На третьем этапе продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованная в группе Русская горница. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе создается мини- музей «Русский народный уголок», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Здесь накапливается богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, народными играми, промыслами, бытом. Мини музей оборудуется детскими книжками, раскрасками, дидактическими играми по теме, рисунками русских народных костюмов. Дети часто просматривают русские народные сказки «Василиса прекрасная», «Морозко», рассматривают репродукции известных художников: В. М. Васнецова «Три богатыря», «Русский богатырь», И. И. Шишкина «Берёзовая роща», И. И. Левитана «Золотая осень», «Тишина». Работа воспитателя может быть эффективной только при условии его сотрудничества с родителями, которые должны стать активными участниками процесса, а не пассивно принимающими информацию. Мировоззрение, уровень нравственного воспитания ребенка в целом зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах национальной культуры.
Результатом тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме воспитания у детей национальных чувств, любви и уважения к русской национальной культуре, вырабатывается активная позиция, формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Все это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.
Высокая эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной деятельности, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре. У большинства детей вырабатывается устойчивый интерес к знаниям о русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, чтения русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну, понимают то, что без русской народной культуры невозможно было бы представить мировую цивилизацию.
Проектная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку, будет способствовать его полноценному психическому и физическому развитию.
Список используемой литературы
1. Бережнова О. В. ,Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы. - М. : Цветной мир, 2013
2. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт. - сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011
3. Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2013
4. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н. В. Нищева. - СПб, Детство – Пресс, 2010
5. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. - М. : Детство-Пресс, 2013
6. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Метод пособие. СПб, 2004.
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.
9. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А Маркеева, О. Н. Корепанова и др. —3-е изд., перераб. и дополн. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
10. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М, 2010