Ольга Владимировна Селиверстова
Консультация «Приобщение к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение к истокам русской народной культуры.
Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались другими идеалами: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».
Публикация «Консультация „Приобщение к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, современным искусством, которое не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой. Народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей.
Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Необходимо обратить внимание на следующие приоритеты :
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
И, последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное. Поэтому приобщение к истокам русской народной культуры должно содержать :
• Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.
• Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
• В народных праздниках и традициях фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых,растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
• Гармония и ритм народной декоративной росписи способны увлечь детей и пробудить у них интерес к национальному изобразительному искусству.
Методы реализации:
1. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.
При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей можно знакомить с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.
Разучивая на занятиях с детьми произведения русского фольклора придется разъяснять значение непонятных слов и выражений: горница, дровенки, горшок, чугунок, лапти, коромысло, короб и другие.
2. В связи с этим возникает необходимость найти предметы русского быта, которые использовались в старину. Один из вариантов - создание «русской избы или горницы». Возможно, посильную помощь смогут оказать родители, дедушки, бабушки (возможно у кого-то сохранились предметы быта и различная утварь). Заменой русской печи может служить чехол из ткани, который одевается при необходимости на стол. Получится прочно и удобно (не занимает много места). Дети могут полежать на такой печке во время сказки или сюжетно-ролевой игры, а когда печка не нужна, чехол легко сворачивается и не занимает много места. Так как дефицит свободного пространства в группе является важной проблемой – возможно создание «Мини-музея», в данном случае создаются предметы имитирующие реальные предметы народного быта и интерьера. Воспитатели могут проявить свои творческие способности и знания русской культуры при создании экспонатов.
3. Еще одним из направлений приобщения детей к истокам народного творчества и развития творческих способностей детей является представление музыкального фольклора в разных формах: музыкальных сказках, народных праздниках, традиционных и обрядовых развлечениях. Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогащает знания о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались во время уборки урожая. Обряды зимнего цикла раскрывают традиции Рождества. Дети могут разучивать игровые сценки, перевоплощаясь в героев, петь колядки. Готовясь к Масленице – разучиваются заклички, дразнилки, изготавливается чучело Масленицы. В весеннем цикле знакомим с праздниками Вербное воскресенье и Пасха. Существует много обрядовых праздников, о которых дети не знают и не слышали никогда «Яблочный и медовый спас», День Семена – летопроводца – первая встреча осени, Никита – Гусепролет – гуси на хвосте зиму тащат, Петр и Павел рябинники – чествуют рябину, ее целебные свойства и другие).
4. «Музыкальный уголок» оснащенный народными музыкальными инструментами стимулирует потребность детей в активном выражении чувств, придает своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают песню, сопровождая ее игрой на музыкальных инструментах, у них появляется стремление активно реализовать себя в игре на ложках, колокольчиках, дудках, рожках. Можно изготовить инструменты вместе с детьми – бренчалки, шумелки, гремелки, шуршалки (используются баночки, заполненные горохом; инструменты из пластиковых бутылок, пробок, шуршалки из бумаги.
5. «Полочка народного декоративно - прикладного искусства» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками тоже являет одним из направлений приобщения детей к истокам русской народной культуры. Гармония и ритм народной декоративной росписи способны увлечь детей и пробудить у них интерес к национальному изобразительному искусству. Работы тоже можно создать вместе с детьми, используя в процессе совместной деятельности глину или соленое тесто, которые в последствии будут расписаны в определенном стиле (дымковская роспись, богородская, филимоновская, жостовская, хохломская, городецкая и т. д.). Экспозиция может меняться, чтобы поддерживать интерес детей (месяц – дымковская игрушка, месяц – гжельская роспись, месяц – филимоновская и т. д.)
6. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.