тамара нечаева
План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
“ МБДОУ детский сад №1 г. Светогорска “
Музыкальный руководитель Нечаева Т. Г.
(высшая квалификационная категория)
2019-2020 учебный год.
Актуальность:
Публикация «План работы по самообразованию „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.
Цель:Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры.
Задачи:
• Повысить профессиональную компетентность в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;
• Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов, расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
• Приобретать опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с педагогами, детьми и родителями.
• Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
• Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
• Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
• Содействовать возрождению народных традиций и праздников в детском и семье.
-2-
Обоснование: модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора.
В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.
Принципы самообразования :
• Принцип систематичности и последовательности;
• Принцип сочетания научности и доступности;
• Принцип интеграции;
• Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;
Источники самообразования :Методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом, конкурсы.
Сроки реализации: 1 год.
Краткое описание
Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. Посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки, праздники народных гуляний «Масленица», «Зимние забавы», – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
В результате реализации данной темы у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
-3-
Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Реализация программы.
Программа самообразования будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми различного типа, через презентацию для родителей, консультации для педагогов, через участие детей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях.
Ожидаемые результаты:
1. Повысится профессиональный уровень.
2. Возрастут патриотические чувства, гордость за великую державу.
3. Сформированы в полной мере творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
Взаимодействие педагогов и родителей
1. Музыкальный руководитель – воспитатели группы;
2. Воспитатели группы – родители воспитанников;
3. Родители детей группы - дети
Взаимодействие с семьей
1. Консультация для родителей на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей : «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
4. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным праздникам.
-4-
План по самообразованию 2019-2020 учебный год.
Месяц Содержание Результат Сроки проведения
Сентябрь Изучение методического материала по теме. «Приобщение детей дошкольного
возраста к истокам народной культуры».
Составление выступления на родительских собраниях. Выступление на родительском собрании в группах детского сада 3 или 4 неделя сентября.
Октябрь Разучивание и исполнение русских народных потешек.
Разучивание и исполнение русских народных танцев.
Инсценировка русских народных сказок.
Инсценировка сказки «Пых»-младший возраст
Разработка и проведение осенних праздников в форме народной ярмарки «Осенняя ярмарка» (старщий возраст) 3 и 4 неделя октября.
Ноябрь Подобрать для чтения и инсценирования русские народные сказки. Подготовить беседу и презентацию о быте русского народа.
Обновление русских бытовой утвари в уголке «Русская изба» группа №11 Презентация о быте русского народа для детей групп детского сада.
Беседа об устройстве русской избы, домашней утвари.
В течении месяца.
Декабрь Разработка новогодних сценариев по русским народным сказкам.
Обновление русских народных инструментов.
Подготовка материала для стенда для родителей. Отражение на новогодних праздниках разученного материала русского фольклора. Последние числа декабря.
Январь
Изучить материал по русским праздникам Рождество, Святки, Крещение. Подбор музыкального материала (колядки,песенки) для применения его в досугах для детей. Проведение развлечения
«Зимний вечер» (вечерние посиделки с родителями)
«Зимние забавы» -музыкально-игровая программа совместно с инструктором по физкультуре. (все возраста…по выбору воспитателей)
С 10 по 19 января)
Февраль
Подготовить материал для воспитателей «Вооружение богатыря», подготовка музыкального материала к развлечению.
Музыкально- спортивное развлечение «Богатыри земли русской»
С 20 по 23 февраля
Март Познакомить детей с жанром колыбельной песни, разучить на занятиях различные примеры колыбельных песен. Праздник 8 марта с музыкальным репертуаром по русскому народному творчеству. С 1 по 7 марта.
Апрель Обобщить знания о русской народной песне. (информация в родительский уголок) Консультация для воспитателей «Народная песня, как средство воспитания»
Май Подготовка отчёта для выступление на итоговом педсовете Доклад-отчёт на итоговом педсовете. Конец мая.
Используемая литература:
1. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.
2. Катышева И. Б., Комбарова Г. Н, Николаева С. Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Метод пособие. СПб, 2004.
5. Радынова О. П. Народные колыбельные песни : слушаем и поем. Учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевры». М., 2001.
6. Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки. От 6 до 7 лет. М., 2004.