Добровольская Анна
Семинар-практикум «Физкультминутки как способ активного физического развития воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Теоретическая часть
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов.
Дети утомляются, снижается устойчивость внимания, теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Физкультминутки - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т. е. на оздоровление организма детей.
Публикация «Семинар-практикум „Физкультминутки как способ активного физического развития воспитанников“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Требование к проведению физкультминуток
1. Проводятся на начальном этапе утомления 8–15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности материала;
2. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
3. Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
4. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
5. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2–4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
Формы проведения физкультминуток
1. Общеразвивающие упражнения - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
2. В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства;
3. В форме дидактической игры с движениями - хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
4. В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма.
5. В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее: -текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
6. В форме любого двигательного действия и задания - отгадывание загадок не словами, а движениями;
7. Использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Успешное выполнение заданий, требующих усидчивости и внимания дошкольников зависит от определенного подхода при проведении физминутки.
Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления во время занятий у детей 3-4 лет появляются через7-9 минут, у детей 5-6 лет-через10-12 минут, в 7-8 лет-через12-15 минут!
Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.
Основные задачи физминутки
1. снятии усталости и напряжения;
2. внесении эмоционального заряда;
3. совершенствовании общей моторики;
4. выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу?
Классификация физкультминуток
Физкультминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Воспитатель, прежде чем предложить проведение физкультминутки, должен определить какие группы мышц больше всего устали у детей.
Во время выполнения детьми работ по рисованию быстро устают мышцы рисующей руки.
Для устранения усталости мышц кисти выполняют разные упражнения в виде ритмических сжиманий и разжимания пальцев, потряхивания кистями и другие. Физкультминутки во время рисования целесообразно проводить стоя за столами или около них.
Во время сидения нижние конечности тоже сильно устают, в них наблюдаются застойные явления. Поэтому, в комплекс упражнений для нижних конечностей вводят приседания, переступания с ноги на ногу, ходьба на месте, прыжки.
На устных занятиях физкультминутки можно проводить сидя за столом, поскольку на этих занятиях дети находятся в более свободных позах и имеют возможность чаще менять положение тела.
1. Двигательно–речевые
Двигательно-речевые физминутки - дают отдых различным группам мышц. Активизируют деятельность мозга; сердечно сосудистой и дыхательной системы; улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
2. Упражнения для глаз
Физкультминутки не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Упражнение «Сладкий сон» – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.
3. Пальчиковая гимнастика
Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
4. Релаксационные упражнения
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.
При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.
II. Практическая часть
Уважаемые коллеги предлагаю вам сейчас проиграть вместе со мной несколько физкультминуток с каждого из предложенных разделов.
Прошу всех встать в круг. Готовы? Приступаем.
1. Двигательно-речевая физминутка:
«Хлопай веселей»
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
2. Упражнение для глаз:
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
3. Пальчиковая гимнастика
«Из гнезда»
Из гнезда торчат,
Клювы маленьких стрижат.
Клювик раз,
Клювик два.
Лапки, лапки
Голова.
4. Релаксационные упражнения
Упражнение «Улыбнись – рассердись».
Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.
Спасибо! Уважаемые коллеги! Прошу пройти на места.
Таким образом, значение физкультминутки в умственной деятельности ребенка велико, так как она:
ослабляет утомление детей;
способствует развитию речи, координации движений и мелкой моторики;
улучшает осанку детей;
усиливает обмен веществ в организме;
развивает произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться;
активизирует дыхание и кровообращение;
оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей.
III. Рефлексия
«Пантомима»
Уважаемые коллеги покажите мне физминуткой:
– Если вам понравилось мое выступление, это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе. - Поднять руки вверх.
– Если зря потратил время. - Голова вниз.
– Если безразлично. - Закрыть лицо руками.
Спасибо всем за внимание!