Гульназ Султанова
Семинар-практикум «Детские страхи — это серьёзно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов.
Задачи:
• познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;
• отработать на практике приемы снятия страхов;
• стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с психологом;
• оптимизировать детско-родительские отношения.
Оборудование: клубок ниток, альбомные листы бумаги, цветные карандаши, мелки, фломастеры, мяч.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово педагога-психолога.
Публикация «Семинар-практикум „Детские страхи — это серьёзно“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Психолог: Здравствуйте уважаемые родители!
Практикум начинаем с упражнения-разминки «Электрический ток». Родители образуют круг, рукопожатием передают сигнал соседу и так до ведущего.
Тема нашей сегодняшней встречи - "Детские страхи – это серьёзно!" Страх – это та эмоция, которая свойственна всем людям, поэтому каждому человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным. Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача взрослого вовремя помочь ребенку справиться с его страхами. Страхи у ребёнка могут быть абсолютно разными. Я предлагаю немного размяться и поиграть.
2. Игра "Конкурс боюсек"
Описание игры: Участники в быстром темпе по кругу передают мяч, у кого мяч называет любой страх. Тот, кто быстро не смог назвать страх выбывает из игры.
3. Мини-лекция: «Виды страхов и причины их возникновения»
Психолог: Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции.
Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели, которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают, и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники.
Пожалуйста, никогда и ни при каких условиях не пугайте детей! Существует масса других, значительно менее вредоносных, но не менее эффективных методов воздействия на ребенка – от объяснения до наложения запрета.
4. Экспресс-тест: «Как соблюдаются в семье условия, предохраняющие ребёнка от формирования страхов»
Описание: Психолог зачитывает утверждения, а задача родителей в случае согласия с утверждением хлопать в ладоши, а в случае несогласия – топать ногами.
• Я считаю, что современные агрессивные мультики и передачи -один из источников страхов, и не разрешаю ребенку бесконтрольно смотреть телевизор.
• Я стараюсь контролировать собственные страхи и не «заражать» ими малыша.
• Я с целью успокоить никогда не пугаю малыша бабаем, милицией, бабой-ягой и не позволяю другим.
• Я не оставляла своего ребенка до 2 лет на длительное время одного, в том числе на чужих людей.
• У нас в семье не принято выяснять отношения, провоцировать и решать конфликты в присутствии ребенка.
• Я стараюсь поощрять и поддерживать самостоятельность моего малыша, даже если это выглядит неуклюже и мешает мне.
• Я не угрожаю ребенку наказанием и не наказываю его физически.
• Я не запрещаю ребенку свободно выражать свои чувства (смех, слезы).
• Я никогда не обманываю малыша, пытаясь "во благо» ему уберечь его от слез.
• Я не сочиняю сказочных выдуманных объяснений реальным жизненным ситуациям.
Вывод: К сожалению, ошибочный стиль воспитания в семье приводит к невротическим страхам, фобиям - навязчивым страхам, детской тревожности. Если бы каждая мать, ругая ребенка, могла представить, что она превратится ночью в Бабу-ягу, а жестокий отец - в Бармалея, Кощея, они гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания.
5. Способы преодоления страхов.
Первое упражнение «Нарисуй свой страх».
Описание: Я предлагаю вам нарисовать страх своего детства или реальный страх в настоящем времени. После этого психолог предлагает родителям рассказать про свой страх (в процессе рассказывания психолог может задавать уточняющие вопросы родителям). Расскажите всем про свои страхи. После того как родители рассказали про страх психолог предлагает передавать рисунки по кругу, и каждый участник должен дорисовать какую-то деталь, так, чтобы страх становился смешным или красивым.
Если это животное, человек или чудовище, то:
• заключите это существо за решетку (чтобы оно стало безопасным);
попробуйте изменить страшное на смешное : пририсуйте смешные усики, веселую одежку, шутовской колпак с бубенчиками.
• можно изменить некрасивое в красивое (украсить красивыми чертами лица или пририсовать венок на голову из красивых цветов, добавить в рисунок модную стрижку и одежду и т. д.)
• можно закрасить это существо краской;
• можно рядом нарисовать большого себя и сделать чудовище маленьким, беззащитным и безопасным.
После того как рисунки вернутся к своим хозяевам родители высказываются, что они думают про рисунок.
Что вы думаете про ваши рисунки?
Второе упражнение: «Нить повествования».
Описание: Психолог держит в руке клубок ниток и наматывая на палец рассказывает начало сказки: «Жил на свете мальчик Петя. Он был добрый и умный. У него были любящие родители. Наверное, всё у Пети было бы хорошо, если бы не его страхи. А боялся он….».На этих словах передайте клубочек следующему родителю, оставив в своей руке конец нити. Следующий участник должен продолжить историю и наделить Петю какими-то страхами. Таким образом родители передают по кругу клубок ниток, а последний участник должен закончить историю словами, как Петя справился со своим страхом.
6. Рефлексия.
Описание: Участники семинара сматываю клубок в обратном порядке и делятся своими впечатлениями о мероприятии.
1. Какова значимость нашей встречи?
2. Чем вы теперь можете помочь своему ребенку?
3. Что изменилось в ваших представлениях о природе страха и его значении в эмоциональном развитии ребенка?
7. Заключительное слово педагога-психолога.
Психолог: Способов помочь ребенку преодолеть страх немало. И не так уж важно, какой из них выбрать. Главное попытаться понять своего ребенка, попытаться стать ему ближе. А сам по себе эмоциональный контакт и принятие ближайшими взрослыми являются важнейшим средством профилактики сковывающих ребенка страхов.
Советы психолога «Что делать, если ребенок боится»
1) не оставляйте без внимания жалобы детей, относитесь к ним с пониманием;
2) чаще подбадривайте ребенка, показывая ему свою поддержку, в спокойной обстановке говорите на тему его страхов;
3) расскажите Вашему ребенку о том, чего в детстве боялись Вы, и о том, как Вы перестали этого бояться, не преуменьшая страхов ребенка и их значения для него;
4) нарисуйте с ребенком его страх и уничтожьте его вместе, хваля ребенка за его смелость, за его огромную победу над врагом-страхом.
5) подарите ребенку игрушку-защитника;
6) никогда не высмеивайте своего ребенка, не смейтесь над его трусостью, не заставляйте самому справиться со страхом усилием воли, иначе он замкнется и останется со страхом один на один. Знайте, что Вашему ребенку нужна ваша поддержка, потому что он уверен в Вашей смелости и силе;
7) не «закаливайте» ребенка, в порыве преодоления страхов (если боится темноты, то не закрывайте специально дверь, чтобы ребенок «привыкал» к темноте). Ребенок еще больше напугается и у него начнутся неврозы, заикания, отклонения в развитии;
8) постоянно уверяйте ребенка, что ему ничто не грозит, когда Вы рядом;
9) больше времени уделяйте разговорам с ребенком, отвлекайте его, наблюдайте за другими детьми, за природой, которая окружает ребенка, особенно если заметили, что у него появляется страх чего-либо или начитается паника;
10) учите преодолевать страх с помощью игр, рисования;
11) поощряйте самостоятельность малыша, выделяя то, чему он уже научился, что умеет делать.
12) не злоупотребляйте прочтением страшных сказок или просмотром таких же мультфильмов и кинофильмов.
Только в ваших силах вытеснить страх из души маленького ребенка, ребенка дошкольника и справиться с тревожностью ребенка-подростка. Будьте терпимы и терпеливы в воспитании ваших детей. И тогда они вырастут достойными, уверенными в себе личностями, которым по плечу любые жизненные трудности.