Елена Петрова
Создание условий для всестороннего развития нравственно — патриотического потенциала детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».
2. Психологический тренинг: Упражнение «Я учусь у Вас…». Участники выходят в круг и бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у Вас…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику и т. д.
Публикация «Создание условий для всестороннего развития нравственно — патриотического потенциала детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
3. Задача патриотического воспитания сегодня актуальна, как никогда. Наши дети мало знают о родном городе, стране, особ народных традициях, бывают равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, животным и растениям, не проявляют сострадания и участия к чужому горю. В детстве формируются основные нравственные качества человека, закладывается фундамент интеллекта, норм поведения человека в обществе. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, усвоенное в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории своего города, края, традициям.
4. Мы знаем, что в каждой возрастной группе дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества :
• основы гражданственности
• любовь к малой Родине
• бережное отношение к родной природе
• историческому и культурному наследию своего народа
• уважение к старшему поколению и сверстникам
• уважение к культуре и традициям других народов.
5. Таким образом, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна, её столица, символика.
Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому воспитанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда. Все эти задачи включены в общий план работы по данному направлению: патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, нравственным, эстетическим воспитанием. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.
6. Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.
В нашей стране в каждом месте своя природа, свои традиции, обычай и свой быт. Отбор нужного материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Воспитателю важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
7. Погружая ребенка в национальный быт родной страны, методику русской речи, народных песен, необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни. и Все эти мероприятия формируют любовь к малой и большой Родине.
8. Очень важно, чтобы мама и папа, воспитатели были рядом с детьми, помогали знакомиться с народными традициями, изучать историю, культуру родной страны, природой, поддержать интерес к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.
9. Работу по проблеме приобщения детей к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно строить по следующим направлениям:
• Взаимодействие педагогического коллектива по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
• Взаимодействие коллектива педагогов с детьми по формированию нравственно-патриотических качеств, умений и чувств.
• Сотрудничество педагогов детского сада, родителей и детей. Поддерживать и развиватьь традиций семейного и общественного воспитания на основе нравственности.
• Взаимодействие ДОО с общественными патриотическими организациями социума.
10. Работу в ДОО по нравственно - патриотическому воспитанию реализуется по трем направлениям: родители, педагоги, дети.
Работа с детьми строится по следующим направлениям:
• Формирование знаний о семье, о своих близких,
• Изучение микросоциума в системе нравственно патриотического воспитания дошкольников.
• Знакомство и изучение родной природы.
• Знакомство с историей и культурой своей малой Родины
• Знакомство с людьми, которые прославили наш родной город и край.
11. Что должен знать педагог:
Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что необходимо рассказать и показать детям. Материал должен быть исторически достоверным и адаптированным для детского восприятия. Тематическое планирование способствует эффективному и упорядоченному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются содержание, объем познавательного материала и длительность изучения. Малая родина, каждый город бережно хранит память о своих известных гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, имеет свои обычаи и традиции. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность.
12. Вопросы для всех педагогов:
Цель нравственно – патриотического воспитания
13. Привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
14. Назовите средства нравственно-патриотического воспитания.
15. Художественные средства, собственная деятельность детей, природа, социум.
16. Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
17. Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, а потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.
18. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?
19. Взгляды педагога, его личный пример, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
20. Какие на ваш взгляд являются более эффективными формы и методы работы с детьми по приобщению воспитанников к культуре и традициям своей малой Родины?
21. Целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, совместная образовательная деятельность.
22. Итоговые мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию.
23. Итоговыми мероприятиями могут быть совместные творческие работы детей и родителей (составление «генеалогического дерева семьи», «Герб нашего города», «Символы города, края»). Проектные работы «Человек без Родины, что соловей без песни!», презентации «Достопримечательности города», «Архитектурные памятники» и др., праздники и развлечения (Осенины и др.
24. Ведущий: Каждой команде даётся чёрный ящик. Ваша задача: по описанию определить изображение какого предмета находится в чёрном ящике. Внимание! Вопрос!
25. 1 команда: В чёрном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…
26. (Самовар).
27. 2 команда: Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это…
28. (Яблоко)
29. Вот и подошел наш семинар к концу.
Родить патриота нельзя, его можно только воспитать.
И как сказал Антон Семенович Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
Ведь действительно всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в наших руках!