Юлия Юрьевна Солод
Семинар с элементами тренинга «Услышь меня!»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар с элементами тренинга «Услышь меня!»
(для педагогов)
Цели:
- познакомить педагогов с особенностями общения, техникой активного слушания;
- дать участникам возможность закрепить полученные знания в упражнениях.
Игра «Комплимент»
Цели: способствовать установлению контакта между педагогами; сформировать у них положительный настрой.
Педагоги сидят в кругу, передавая друг другу букет цветов, говорят комплимент.
Обсуждение «Как мы слышим друг друга?»
Публикация «Семинар с элементами тренинга „Услышь меня!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: предоставить педагогам возможность задуматься об особенностях общения, о трудностях, возникающих при передаче информации.
Инструкция. Педагоги, сидя в кругу, по очереди высказывают свое мнение о значении общения, о том, всегда ли нам удается донести до собеседника свою мысль и понять его ответ правильно; делятся своими наблюдениями, рассказывают о своих удачах и неудачах в общении.
Игровой тест «Определение уровня коммуникабельности»
Цели:
- в игровой форме дать педагогам возможность поразмышлять об особенностях своего общения;
- определить уровень коммуникабельности.
Инструкция. Вначале ведущий предупреждает участников, что тест игровой. Им раздаются листочки, на которых следует записать ответы на вопросы. По окончании опроса ведущий зачитывает интерпретацию результатов. При желании результаты можно обсудить.
Отвечать на вопросы нужно, используя три варианта ответов – «да», «иногда» или «нет».
1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже совсем невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании?
4. Вам предстоит выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратиться к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
9. В кафе или столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост очереди и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?
13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в «кулуарах» явно ошибочную точку зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином сложном вопросе или учебной теме?
16. Свою точку зрения (мнение, оценку) вы излагаете охотнее в письменной форме или устной?
Ключ к тесту
Ответы «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.
Интерпретация результатов
30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко! На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и потому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством. В вашей власти переломить эту особенность характера. Разве не бывает так, что при какой-либо сильной увлеченности вы вдруг приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают и все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки устранимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без запальчивости. Без неприятных ожиданий идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры, любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете ее выполнить. Бывает, вспылите, но очень быстро отходите. Чего вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые к вам не имеют никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием.
Игра «Почетный караул»
Цель: способствовать сплочению группы, настроить участников на дальнейшую работу.
На полу разложен парашют, в центре которого лежат надутые воздушные шары. Ведущий предлагает участникам встать вокруг парашюта и одновременно поднять его правой рукой. При этом надо следить, чтобы ни один шарик не упал с парашюта.
Далее ведущий начинает давать различные задания: в максимально быстром темпе передавать свободной рукой друг другу мяч. Затем задание усложняется. В левую руку участники берут длинную веревку и для передачи мяча теперь необходимо эту веревку отпустить, при этом на пол не должны упасть ни веревка, ни шарики.
Уровень сплоченности группы определяется количеством упавших шариков.
Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями: какие факторы способствовали выполнению задания, а какие – мешали; какие жизненные ситуации напоминает модель игры. Ведущий подчеркивает необходимость уметь услышать пожелание, предложение другого.
Упражнение «Марфуша»
Цель: заинтересовать участников в получении дальнейшей информации о фильтрах слушания.
Инструкция. Четыре-пять человек покидают зал. Ведущий зачитывает текст (см. ниже). Затем приглашается один из ушедших, кто-либо из присутствующих передает ему содержание текста. Далее приглашается следующий и первый вошедший пересказывает ему текст. Ситуация повторяется столько раз, сколько участников вышли из аудитории.
Обсуждение. Ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы.
Как можно было бы повысить эффективность запоминания?
Что надо было бы изменить в инструкции?
Что мешало слушать более внимательно?
Какие моменты запомнились лучше и почему?
Тексты для упражнения «Марфуша»
Марфуша была примерной девушкой, с активной жизненной позицией. Работала на заводе, как и все, ходила на демонстрации. У нее были двое детей, которых она водила в детский сад, и муж. Продукты она покупала только в магазинах.
Однажды она пошла в лес и встретила там НЛО. С тех пор у нее все не как у людей. С работы уволилась, дома стала устраивать демонстрации, детей водила в ночной клуб, продукты покупала на рынках.
***
Федор Петрович очень занятой человек. Каждое утро он встает в 6 часов и едет на троллейбусе в сторону работы, через химкомбинат. Бухгалтер Анна Николаевна к его приходу вытирает пыль и кладет ключи от сейфа в третий ящик снизу. Затем проветривает помещение и рабочий день начинается. Вместе они работают уже 20 лет.
***
10 января 1996 года в детском саду №15, который находиться на пересечении ул. Проф. Попова и Партизана Германа, произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей группы вылез крокодил.
Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от шестого брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая восьмая жена оказалась без мужа, без прописки, а седьмая жена – без алиментов.
На крик прибежали сотрудники детского сада. Кто-то успел вызвать МЧС. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай.
Мини-лекция «Фильтры слушания»
Цель: познакомить педагогов с причинами неэффективного слушания в процессе общения и с техниками активного слушания.
Случалось ли вам в разговоре сталкиваться с непониманием? Вы что-то подробно рассказываете, стараясь нарисовать полную картину событий, чтобы собеседник вас понял, посмотрел на ситуацию с вашей точки зрения. Он внимательно слушает, кивает, поддакивает, а потом делает совершенно неправильный вывод о том, что с вами происходило. Вы оказываетесь в тупике, не понимая, почему так происходит и что еще можно сделать, чтобы собеседник вас понял.
Один из самых важных, но и самых сложных моментов в процессе общения – умение слушать собеседника. Оно помогает человеку понять самого себя, позволяет не только реагировать на ситуацию автоматически, но и отбирать, накапливать информацию.
Когда говорящий видит, что его внимательно слушают, он понимает: его ценят, с ним считаются. Умение слушать как метод восприятия информации и средство взаимопонимания используется людьми гораздо чаще, чем другие аспекты общения. Так, например, на письмо отводится 9% времени, на чтение – 16, на говорение – 35, а на слушание – 40%. Как это ни странно, но мы часто слышим, но не слушаем говорящего, т. е. происходит бессознательное игнорирование усилий, направленных на овладение техникой активного, внимательного, понимающего слушания. Чтобы научиться слушать эффективно, требуется много усилий, но потом это позволяет избежать неправильного восприятия или недопонимания.
Иногда, слушая человека, мы сопереживаем, иногда мы слышим слова, но на самом деле не слушаем, а иногда можем и отключиться на время. На процесс слушания влияют наши воспоминания, ценности, убеждения, интересы, ожидания, сильные чувства, установки, предположения, прошлый опыт, окружение, предрассудки. Все они вместе взятые и каждый по отдельности выполняют роль своеобразных фильтров слушания.
Первоначальный рассказ – Фильтры слушания (установки, жизненный опыт, эмоциональная значимость, понимание, отвлечение в процессе слушания) – Искажение рассказа (утрата деталей, замена деталей, добавление от себя, вложение иного смысла) – Рассказ, полученный на «выходе» (верно сохраненная информация + искажения = новая информация).
Примеры фильтров:
Я тебе не верю!
Сколько бы ты ни рассказывал, ни клялся, что это правда, я знаю – ты лжешь или в лучшем случае слегка привираешь. Давай, давай, мели, Емеля, - твоя неделя!
У меня лучше!
Да-а, магнитофончик ничего так – японский и кассеты и диски крутит. Да только у меня все равно лучше, потому что у меня все лучше всех!
Мне нравится все, что ты делаешь!
Как у тебя все замечательно получается, абсолютно все. Ну и что, что другим не нравится. Ты – супер!
Навыки активного слушания начинают формироваться в детстве. Отношения, сложившиеся в семье, вербальные и невербальные модели общения, тип личности отца и матери, внимание (ласка) или порицание как методы воспитания не только способствуют социализации личности, но и закладывают основу культуры внимательного слушателя. Активного слушателя характеризуют:
- пытливый ум и открытое сердце;
- умение улавливать новые мысли и идеи, соотнося услышанное с уже известным;
- способность сосредотачиваться и слушать всем своим существом, слушать сердцем, без предубеждений, не осуждая говорящего;
- сознательный отказ слепо следовать за толпой;
- умение осознанно воспринимать происходящее и оценивать возможности развития ситуации, не упуская важных деталей;
- направленность на восприятие новых идей, методов и способов, улавливание сути;
- способность быть начеку, подчеркивая, проясняя, соглашаясь или дополняя;
- стремление к критической проверке, пониманию и переосмыслению своих ценностей, психологических установок и отношения к самому себе и другим людям;
- сосредоточенность на идеях и замыслах говорящего с помощью своих ощущений, чувств и интонации.
Эффективные техники слушания – активное и пассивное слушание.
Активное слушание включает:
- дословное повторение – воспроизведение вслух части сказанного в неизмененном виде. Дает собеседнику понять, что его внимательно слушают;
- перефразирование – повторение основного содержания в более сжатой форме или своими словами. Позволяет проверить, насколько правильно удалось понять собеседника;
- резюмирование – подытоживание, выделение основных идей говорящего. Позволяет правильно расставить акценты, определить главное.
Пассивное слушание – внимательное слушание, при котором связь с говорящим сводится к коротким репликам: «Да, да», «Угу», «Понимаю», «Приятно слышать» и др.
Представленные техники можно сочетать.
Упражнение «Мудрый слушатель»
Цель: отработать техники активного слушания.
Инструкция. Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку с высказыванием, которое он читает своему соседу. Сосед отвечает ему, используя техники активного слушания.
Участникам выдаются памятки с рекомендациями активного и пассивного слушания.
В заключении семинара-практикума подводятся итоги, участники обмениваются мнениями.
Высказывания
Не знаю даже, как тебе рассказать о том, что случилось вчера.
Ваша дочка ничего не ест в детском саду. Прямо не знаю, что делать.
Ух, и наряд у тебя!
У меня все в порядке, просто что-то настроение плохое.
Говорят, там такое безобразие творится!
Ты знаешь, какой конфликт произошел вчера в детском саду? Я возмущена до предела.
С мужем поругалась… Он меня не понимает.
Была на концерте. Это феерия!
Мой сын – чудо!
Я недовольна тем, как Вы разговариваете со мной.