Оксана Копченова
Семинар с элементами тренинга «Играем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар с элементами тренинга «Играем вместе».
Цель: содействие формированию компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.
Задачи:
- способствовать становлению потребности родителя в реализации воспитательной функции;
- содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями анализировать ситуации взаимодействия взрослого с ребенком;
Публикация «Семинар с элементами тренинга „Играем вместе“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
- способствовать обогащению коммуникативных умений, обеспечивающих эффективность взаимодействия родителя с ребенком раннего возраста;
- помочь родителям осознать потребности малыша, показать значение и возможности совместной игры взрослого и ребенка для развития последнего.
План мероприятия.
1. Видеоролик «Самое ценное».
2. Игра «Непослушные шарики».
3. Игра «Осознание границ».
4. Игра «Колыбель».
5. Игра «Резонанс».
6. Игра «Привлекательная игрушка».
7. Упражнение «Придумай игру».
8. Игра «Рисунок одним карандашом».
9. Упражнение «Погружение в детство».
10. Просмотр видеоролика «Не до тебя». Прощание.
Ход мероприятия.
1. Приветствие.
Педагог – психолог: - Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня, у нас с вами необычная встреча. Сегодня мы с вами будем играть, но сначала я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик «Самое ценное».
2. Игра «Непослушные шарики».
Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.
Материалы: 10—20 воздушных шаров (по 5 на каждую подгруппу).
Игра проводится в четырех подгруппах. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. Каждой команде тренер выдает воздушный шарика. Задача участников — любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше.
В процессе игры тренер постепенно добавляет командам по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 4-5 шариков. Это активизирует каждого участника и оживляет игру. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.
Игра проходит более оживленно под музыкальное сопровождение (можно использовать фрагменты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», например «Танец с саблями»). По окончании игры проводится обсуждение.
Обсуждение: во время обсуждения участники называют игры для детей раннего возраста, похожие по содержанию на данную игру («Пушинка», «Снежинка»).
Например, в игре «Пушинка» дуют на кусочек ватки и удерживают его в воздухе как можно дольше. С 2,5—3 лет можно использовать коллективную форму игры, когда дети уже не поодиночке, а вдвоем, втроем удерживают снежинку.
3. Игра «Осознание границ».
Цель: подвести к осознанию участниками физических границ моего тела, связанных с устойчивым образом себя, пониманию пикальности границ каждого человека.
Участники встают в круг, в центре которого находится один человек с закрытыми глазами. По команде ведущего круг очень медленно начинает сжиматься. Человек, находящийся в круге, останавливает движение в тот момент, когда начинает испытывать дискомфорт.
Обсуждение: в ходе обсуждения участники должны прийти к выводу, что ребенок также имеет границы и может негативно реагировать на их нарушение.
4. Игра «Колыбель».
Цель: помочь родителям встать в позицию ребенка, понять его ощущения.
Один из участников ложится на пол, остальные становятся вокруг и имитируют поведение родителей у колыбели ребенка (агукают, умиляются, делают «козу» и т. п.).
5. Игра «Резонанс».
Цель: помочь родителям встать в позицию ребенка, понять его и ощущения.
Участники разбиваются на пары. Один садится на пол, другой, стоя, объясняет ему, что такое «резонанс». (Резонанс — явление, заключающееся в том, что при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы. По-простому: резонанс-это явление совпадения частоты колебаний одного тела с частотой колебаний другого, например катаем ребенка на качелях.)
Затем участники меняются местами (объясняется понятие «электричество» - это одна из форм энергии. Оно вырабатывается, например, в батарейках, но главный его источник — электростанции, откуда оно поступает в наши дома по толстым проводам, или кабелям. Попробуй представить себе, как течет вода в реке. Точно так же движется по проводам электричество).
Обсуждение: игр «Колыбель» и «Резонанс». В процессе обсуждения с ребенком необходимо эмоционально окрашивать свое объяснение, чтобы ребенок лучше его понял.
При этом важно обратить внимание:
- на ощущения «взрослого» и «ребенка»;
- то, что хотелось бы изменить;
- ответить на вопросы: легко ли было понять объяснение? Чего не хватило в объяснении (эмоциональность?
6. Игра «Привлекательная игрушка».
Цель: подвести родителей к осознанию того, что любой предмет может стать желанной игрушкой для ребенка при условии эмоционального участия в игре близкого взрослого и наличии у него воображения.
Участники делятся на пары. Один — «ребенок», другой — «родитель». «Родителям» предлагается выбрать любой из предложенных предметов и преподнести его «ребенку» так, чтобы этот предмет стал желанной игрушкой. Затем участники меняются ролями и игра повторяется.
Обсуждение: участники приходят к выводу, что для развития игры ребенку] раннего возраста необходимы:
- эмоциональная вовлеченность в игру взрослого;
- взаимодействие со взрослым;
- возможность свободно действовать с игрушкой;
- отсутствие у взрослого стереотипов действий с игрушкой его воображение.
7. Упражнение «Придумай игру».
Цель: помочь родителям осознать разрушительное воздействие агрессивных (военных) и безобразных (мутантов, страшных масок, роботов-убийц и т. д.) игрушек на детскую психику.
Инструкция. Родителям раздаются подобные игрушки и предлгается придумать игру с ними.
После демонстрации игр обсуждаются впечатления от такой игры.
Обсуждение: ведущий стремится подвести обсуждение к следующему выводу: выбирая игрушку для ребенка, необходимо учитывать несколько моментов:
- чему научит эта игрушка и что разовьет у ребенка;
- ребенок вживается в образ той игрушки, которая у него в руках, эмоционально переживает его, поэтому игрушку нужно выбирать так, чтобы эмоции ребенка были позитивными;
- Игрушка должна соответствовать общепринятым представлениям о красоте. Очень важный момент – внешний вид игрушки. Ребенок не может любить безобразное и страшное. Инстинкт душевного здоровья подсказывает ему избегать таких впечатлений, которые нарушают гармонию детской души и омрачают ее символами гибели. Необходимо, чтобы образы игрушек бывли светлыми.
8. Игра «Рисунок одним карандашом».
Цели: познакомить родителей с игрой, направленной на улучшение детско-родительских отношений и развитие творческих способностей детей; показать способ стимуляции их художественой деятельности.
Родителям дается большой лист бумаги и один карандаш. Молча, без обсуждения хода работы, все по очереди рисуют одну картину.
По завершении работы выделяется несколько минут на то, чтобы обсудить результат, придумать название и т. д.
9. Упражнение «Погружение в детство».
Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.
В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.
10. Просмотр видеоролика «Не до тебя». Прощание.
Психолог предлагает посмотреть видеоролик «Не до тебя», обменяться впечатлениями о мероприятии.