Надежда Викторовна Картунова
Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный настрой;
2. Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками;
3. Создать положительный эмоциональный настрой;
4. Активизировать внутренние творческие ресурсы педагогов;
5. Способствовать самопознанию и самопринятию педагогов.
Публикация «Практикум с элементами тренинга „Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Материалы и оборудование: сердечки разных цветов, цветные карандаши, листы бумаги на каждого участника, цветная бумага, ножницы, клей, ролик «Что такое эмоциональное выгорание глазами детей», фоновая музыка, памятка для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания», анкета «Обратная связь», презентация «Эмоциональное выгорание педагога»
Ход практикума.
Приветствие. Объявляется тема мероприятия.
Рефлексия.
Перед участниками лежат сердечки разного цвета.
Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент. Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.
Характеристики цветов:
Черный – вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.
Коричневый – вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.
Красный – вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.
Желтый – ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».
Зеленый – состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.
Педагогам предлагается посмотреть ролик «Что такое эмоциональное выгорание педагога глазами детей».
Обсуждение ролика.
Выступление педагога-психолога (показ презентации)
Слайд 1,2
Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными.
В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать если обнаружены симптомы выгорания?
Слайд3,4
Определение и история вопроса
Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.
Слайд 5-8
Симптомы эмоционального выгорания
Поведенческие Сопротивление выходу не работу
Частые опоздания
Откладывание деловых встреч
Уединение, нежелание видеть коллег
Нежелание видеть детей
Нежелание заполнять документацию
Формальное исполнение обязанностей
Аффективные (эмоциональные) Утрата чувства юмора
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения
Повышенная раздражительность
Ощущение придирок со стороны других
Равнодушие
Бессилие, эмоциональное истощение
Подавленное настроение
Когнитивные Мысли о смене профессии, уходе с работы
Слабая концентрация внимания, рассеянность
Ригидность мышления, использование стереотипов
Сомнения в полезности работы
Разочарование профессией
Циничное отношение к детям, коллегам
Озабоченность собственными проблемами
Физиологические Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)
Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)
Длительно текущие незначительные недуги
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
Усталость, быстрая физическая утомляемость
Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ
Обострение хронических заболеваний
Слайд 9,10
Кто же все-таки виноват в том, что некоторые буквально "выгорают" на своем рабочем месте? Казалось бы, лучший педагог с многолетним опытом работы с детьми, всегда в отличном настроении и, вдруг, "гаснет на глазах".
Как правило, "выгоранию" на работе способствуют несколько факторов:
- Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
- Загруженность в течение рабочего дня;
- Высокая эмоциональная включенность в деятельность - эмоциональная перегрузка;
- Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
- Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
- Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения;
- Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
- Жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;
-Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- «Неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности : нагрузка, режим работы, моральное и материальное стимулирование;
- Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с воспитанниками, родителями, коллегами, администрацией.
Причин для эмоционального выгорания может быть множество. На рабочем месте, как и в жизни, бывают взлеты и падения, а ежедневная рутина неизбежна.
Слайд 11-13
Многие психологи выделяют три основных признака синдрома эмоционального выгорания :
1. предельное истощение, стадия приглушенности;
2. отстраненность от воспитанников и от работы, одиночество.
3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
«Мне все равно».
Слайд 14-22
Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание?
1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.
2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.
3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.
4. Начинать действовать.
Как справиться со своей усталостью?
- Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- Проще относиться к конфликтам на работе;
- Не пытаться быть лучшим всегда и во всем. «И неповторимых заменили и незаменимых превзошли».
Людям, страдающим эмоциональным выгоранием прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации.
Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.
Арт-терапия — это способ работать с Вашей душой через творчество.
Арт-терапевтические техники эффективны в исследовании и преодолении кризисных ситуаций, а также в качестве социально-психологической помощи и поддержки, в усилении жизнестойкости личности.
Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины, стыда.
Назначение и приоритетные цели:
• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний, эмоциональная разрядка;
• «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;
• психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;
• содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;
• гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;
• развитие креативности.
Практическая часть.
Упражнение «Дорисуй рисунок»
Педагогам предлагается нарисовать одну деталь на листе белой бумаге цветными карандашами (круг, волна, горы, квадрат и т. д.) и передать соседу. Следующий рисует или пополняет аппликацией то, что видит и что чувствует, можно сделать оригами и приклеить на бумагу. И так каждый рисунок обходит круг, пока не дойдет до хозяина. Дается 2-3 минуты на каждый рисунок. Необходимо узнать свой рисунок.
Рефлексия и обратная связь.
Обсуждение. Вопросы:
Узнали ли вы свой рисунок?
Нравится ли вам что в итоге получилось?
Что вы чувствуете глядя на свой рисунок?
Хотите ли вы изменить, закрасить или дорисовать на своем рисунке?
Почему?
С каким настроением вы выполняли задание?
Что понравилось и что нет? Почему?
Памятка для Вас дорогие педагоги :
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, работа - деятельность.
5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.
7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. По возможности путешествуйте, набирайтесь впечатлениями, расширяйте свой кругозор.
9. Выберете себе увлечение или хобби.
10. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?
11. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».