Валентина Лобанова
Семинар-практикум с педагогами «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов
Форма проведения: мастер –класс (коммуникация и сотрудничество).
Методы: кейс-метод, метод SWOT-анализа, творческая лаборатория, рефлексия.
Цели: повышение компетентности педагогов ДОО по вопросам организации совместной проектной деятельности с родителями воспитанников с наиболее полным вовлечением всех педагогов в рабочее заседание. Активизация творческого мышления педагогов. Помощь каждому педагогу в определении собственного уникального пути освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в саморазвитие педагога.
Публикация «Семинар-практикум с педагогами „Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи:
1. Методическая помощь педагогам ДОО в осознании своей роли, значения и возможностей в организации проектной деятельности совместно с родителями воспитанников, а также ознакомление с эффективными формами работы с семьями;
2. Разработка значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности;
3. Выявление группы педагогов, готовых реализовывать проекты по взаимодействию с семьей.
Целевая аудитория: педагогические работники ДОО.
Оснащение: ТСО: мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
Материал для выбора темы проекта («Ромашка»).
Раздаточные материалы:
- на каждого педагога : текст кейса, таблица для SWOT-анализа, карта для самоанализа, памятка по формам работы с родителями воспитанников ДОО.
- на каждую малую группу: карта проекта.
Новизна: заключается в использовании новых открытых форм и методов работы с педагогами ДОО. Привлечение педагогов к активному вовлечению в работу группы. Совместное решение педагогических задач.
Список используемой литературы и электронных источников:
1. Качалина Е. Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа // Инновации в образовании. – 2009. – № 1. – стр. 110-117.
2. ДавыдовскийА. Г., Пищова А. В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.
3. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. Сурмина Ю. П. – Киев. : Центр инноваций и развития, 2002.
4. Материалы сайта https://www.babyblog.ru/
5. Кораблева А. С. Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования» – Челябинск, 2015. – стр. 196-203.
План проведения:
I этап. Приветствие. Вводное слово модератора.
II этап. Вхождение в тему (кейс-метод).
III этап. Определение и формулировка проблемы (визуализация) – SWOT-анализ.
IV этап. Творческая лаборатория. Обсуждение темы по существу в малых группах (вербализация). Подготовка карт проектов.
V этап. Обобщение и конкретизация результатов работы малых групп (презентация).
VI этап. Рефлексия, подведение итогов работы и обмен впечатлениями (обратная связь).
Старший воспитатель выступает в качестве модератора, он авторитарен по процессу, но нейтрален по содержанию, отдаёт всё содержание в группу, должен иметь системное видение, уметь «провести» малые группы от начала до конца работы.
Правила модерации:
• Общаемся друг с другом открыто, ясно и лаконично.
• Даем возможность высказаться до конца.
• Внимательно выслушиваем друг друга.
• Не существует глупых вопросов, вклад каждого имеет значение.
Ход работы:
Модератор. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поднимаем одну из наиболее актуальных тем нашей педагогической деятельности : взаимодействие с семьями воспитанников. В п. 3.2.5. ФГОС ДО говорится, что «условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают «…» взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявленных потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Поэтому важно понимать, насколько необходимо вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, а также их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Сегодня я предлагаю Вашему вниманию рассмотреть кейс «Товарищи, а у Вас в детском саду практикуют такое?», в котором описана ситуация, которая сложилась в одном детском саду.
Чтение кейса.
Модератор. Предлагаю вам проанализировать данную ситуацию в общей группе, а затем в каждой малой группе определить, какие из форм работы с родителями воспитанников являются наиболее эффективными.
Для начала предлагаю восстановить последовательность событий.
– С чего началась история?
– Откликнулись ли родители на предложение воспитателей?
– Как отнеслись родители к предложенным темам проектов?
– Есть ли у родителей своё мнение по поводу тем проектов?
– Как воспитатели реагируют на предложения родителей?
Модератор. Отлично! Мы восстановили последовательность событий. Теперь попробуйте проанализировать эту ситуацию, ответив на вопросы к кейсу.
– Опишите состояние родителей воспитанников в данной ситуации.
– Дайте мотивационную оценку характера взаимоотношений педагогов группы с родителями воспитанников.
Модератор. Проанализируйте данную педагогическую ситуацию с помощью метода SWOT-анализа, а для этого требуется выделить
• сильные стороны ситуации;
• слабые стороны ситуации;
• возможности;
• угрозы.
Модератор. Начнем со слабых сторон. Что привело к такому развитию ситуации? Что воспитатели сделали не так? Почему?
– Перейдем к сильным сторонам. Какие положительные моменты в данной ситуации? Обратите внимание на то, как быстро включились в обсуждение родители.
– Перейдем к угрозам. Что может последовать дальше? Возможно ли возникновение конфликта?
– Остались возможности. Их мы может сформулировать, если проанализируем сильные и слабые стороны, которые уже выделили.
Модератор. Спасибо за работу. После того, как вы детально проанализировали данный кейс, выявите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации.
Проблема: недостаточно эффективное взаимодействие ДОО и семьи в рамках реализации образовательных проектов.
Модератор. Предложите возможные решения со стороны педагогов группы, которые не допустили бы возникновения проблемы.
Организуется работа творческой лаборатории. Каждой малой группе предлагается заполнить карту проекта конкретным содержимым. Темы проектов черпаются из самого кейса, формы работы предложены в памятке. Педагог-модератор активно учувствует в работе лаборатории, контролируя темп работы малых групп, оказывая необходимую помощь и поддержку. По одному представителю от каждой группы выступает с защитой проекта. Организуется обсуждение.
Модератор. Проанализируйте, какие чувства вызвала у Вас сегодняшняя работа? Что нового Вы открыли, исследуя данную проблему?
Индивидуальное заполнение карт самоанализа.