Елена Гаспарян
Семинар-практикум «Игровые методы взаимодействия с ребенком при подготовке к школе»
▼ Скачать +Заказ
Игровые методы взаимодействия с ребенком при подготовке к школе
Аннотация
Вниманию родителей будущих первоклассников предлагается ряд рекомендаций по подготовке детей 6-7 лет к школе с использованием игр.
Цель: Создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей: познакомить родителей с критериями готовности к обучению в школе.
Публикация «Семинар-практикум „Игровые методы взаимодействия с ребенком при подготовке к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
2. Показать родителям важность использования игр для успешного обучения ребенка в школе.
3. Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю в домашних условиях.
4. Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
5. Дать практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
6. Развивать у родителей навыки рефлексии.
Планируемый результат: У родителей формируются знания к играм развивающие у детей познавательные процессы, проявляется интерес к данной проблеме. У родителей формируется мотивация готовности детей к школе.
Содержание
Введение….
Основная часть
1. Приветствие и тестирование для родителей…
2. Мастер класс для родителей….
3. Роль игры в формировании к готовности ребенка к школе
3.1. Упражнения для развития речи ….…. ….
3.2. Упражнение на развитие произвольного внимания….
3.3. Игры на операции аналитического мышления….
4. Рефлексия.
Заключение….
Список литературы….
Приложение …
Введение
Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.
В настоящее время, в семейном воспитании сформировалась достаточно распространё нная тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. То есть, с одной стороны, родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны, не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.
Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.
К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе.
С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения.
В домашних условиях, как и в детском саду, необходимо организовывать игры для детей, в которых они могут тренировать память, мышление, развивать умственные способности. Хорошо использовать шашки, шахматы, домино, лото, мозаику, головоломки.
Игры помогут родителям подготовить детей к школе.
Основная часть.
Ход семинара
1. Ритуал приветствия
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось
бы начать со знакомства.
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется мяч представиться (имя ребенка, свое имя отчество, место работы)
Игровое упражнение «Раскрась цветок»
Возьмите все по цветку. Раскрасьте их (на столах лежат одинаковые цветы по размеру, по форме, цветные карандаши).
А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме.
- Скажите, после того как Вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (нет).
Так и наши дети.
А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день, и я предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим мнением
высказыванием и «нет», если не согласны. Проводится игра «Да – нет»
Скажите мне сейчас
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ.
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовит наших детей к школе. Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению
в школу : записали на подготовительные курсы. Но знаете ли вы, что для успешного обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно сказываются на готовности ребенка к школе.
А сейчас предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу
приближающего школьного обучения
«Уважаемые родители! У вас на каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребёнка :
карточка синего цвета – испытываете сильное беспокойство;
карточка красного цвета – слегка волнуетесь (умеренное) проявляется
иногда карточка зелёного цвета – если испытываете чувство уверенности за своего ребенка
Тесты для родителей.
Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры.
-Что такое замысел игры?
В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.
-Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал?
Очень важный аспект процесса игровой деятельности : ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.
Самостоятельность, активность, само регуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.
Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребё нка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.
- Но для начала нашего мастер - класса предлагаю пройти тест
«Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит : «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
Результаты тестирования:
до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
получено 2 или 3 крестика.
1 -необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 -нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 -предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 - ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Сейчас хотелось бы Вам показать какие игры и упражнения мы используем в ДОУ с Вашими детьми (показ слайдов).
-Какие игры Вы знаете?
- Какие игры у Вас есть дома, в какие игры Вы играете дома совместно с детьми?
Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому.
Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат.
Мы будем сами выполнять эти задания, т. е. - играть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.
А в конце нашей встречи Вам будут предложены памятки, тренировочные игры и упражнения.
2. Мастер класс с родителями.
Мы будем сами выполнять эти задания, т. е. – играть.
Вам необходимо быть активными и внимательными.
И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходим вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.
Игра «Запрещенные слова» или «ДА и НЕТ, не говорите и цвета не называйте»
"По команде "Начали!" Вы будете отвечать на вопрос. Но при ответе нельзя говорить: «Да, Нет» и называть цвета. У кого мяч, тот и говорит. Как только мы услышали ответ, мяч передаётся дальше (по часовой стрелке или против). По команде "Стоп!" ответы прекращаются".
Вопросы-задания:
1. Кошки живут в воде?
2. Летом небо какое?
3. Вода мокрая?
4. Взрослые любят играть?
5. Ты мальчик (девочка?
6. Какие любишь яблоки?
7. У меня глаза какие?
8. На тебе одежда прозрачная?
9. Снег чёрный?
10. Летом трава какая?
11. Крокодилы летают?
12. Холодильник какой?
Легко было отвечать на вопросы?
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Психолог: Да, правильно, игра развивает произвольность внимания, память, мышление, речь.
«Слушаем и рисуем»
Цель: развить слуховую память и внимание.
Взрослым раздаются рисунки матрёшек.
Задание: Прослушай стихотворение и по памяти раскрасьте предметы, о которых в нём говорится.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра - вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка -
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
Можно прочитать стихотворение еще раз
-как вы считаете, чем полезно это упражнение? (ответы родителей)
- с помощью этого упражнения мы развиваем слуховую память и внимание.
Как говорил В. Сухомлинский «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Движение пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. Влияние воздействия руки на мозг человека известно ещё до нашей эры.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Которыми можно заниматься не только в саду, но и дома.
Ниткопись (выкладывание ниток по контуру какого либо изображения)
Родителям даются контуры изображения бабочек и нитки разных цветов.
Психолог: Я предлагаю Вам сейчас выложить по контуру цветок, с помощью цветных ниток. А цвет ниток выберите в соответствии с вашим настроением.
Следующее упражнение — это рисование пальцами по точечному контуру рисунка.
Родителям раздаются шаблоны бабочек, и предлагается по точкам обвести рисунок красками.
- Но обводить вы будете не кисточками, а пальцами рук. Можете украсить своих бабочек, дорисовав им узоры на крылышках. (Звучит музыка).
-Вам понравились эти упражнения? (ответы родителей).
Можно ли их повторить дома вместе с ребёнком? (ответы родителей)
Заканчивая наш мастер-класс хочется заметить, что предложенные сегодня игры и упражнения не требуют особой подготовки. От Вас необходимо желание, немного времени и фантазии.
3. Игровые упражнения с детьми
3.1Упражнения для развития речи для семейного обучения.
1. Рассказ по картинке. Ребенку показывается картинка, он четко должен назвать все, что на ней изображено, ответить на вопросы взрослого, а потом составить по картинке небольшой рассказ. Картинка должна быть сюжетной и нравиться ребенку. Чем больше вы сумеете задать вопросов, тем лучше. Начиная с трех лет ребенок, должен постепенно усваивать сложные союзы, наречия и вопросительные слова ("если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т. п.).
2. Разучивание стихов способствует развитию интонационной выразительности. Вначале текст несколько раз читает взрослый, стараясь как можно правильнее расставить интонационные оттенки, чтобы стихотворение понравилось ребенку, и он мог похоже воспроизвести его. Можно попросить ребенка воспроизвести стихотворение немного громче, тише, быстрее, медленнее.
3. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, чтобы ваше произношение было четким, ясным и выразительным. Обогащают словарный запас ребенка также колыбельные и потешки, они легче запоминаются.
4. Поговорки и скороговорки способствуют улучшению дикции и развитию речевого аппарата. Даже ребенку с развитой речью повторение скороговорок пойдет только на пользу.
5. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не забывайте пояснять ребенку загадки, объясняя, что, например, «тысяча одежек» — это капустные листы. Если ребенок отгадывает загадки с трудом, то помогите ему. Например, загадайте загадку и покажите несколько картинок, среди которых он сможет выбрать загаданный предмет. Как вариант игры в загадки — загадывание литературных персонажей: описываете героя сказки, раскладываете книжки, и ребенок выбирает нужную.
3. 2 Упражнение на развитие произвольного внимания:
Игра «10 квадратов»
Предложите ребенку лист бумаги в клетку и цветные карандаши. Дайте задание: нарисовать в ряд 10 квадратов. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка : «А теперь слушай очень внимательно. Я дам тебе еще одно задание, но произнесу его только один раз. Запомни, что надо будет рисовать и как. Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый квадраты». Если ребенок переспрашивает, пытается переспросить вас, не уточняйте, важно, чтобы он сделал так, как услышал сам.
Задание считается выполненным, если ребенок его безошибочно выполнил самостоятельно. В том случае, если ребенку потребовалась помощь повторите упражнение на следующий день, изменив условия (предложите нарисовать 10 треугольников или кругов и закрасить синим или желтым карандашом 2, 4, 7 фигуру).
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Дайте ребенку задание вычеркнуть в каком-либо тексте все буквы А, буквы И обвести в кружок, буквы Д подчеркнуть.
Д/ игра: Разбери фигуры по признаку.
- Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
- На столе лежат разные геометрические фигуры, возьмите по одной фигуре и разделитесь по группам. По каким признакам можно разделить фигуры? (по форме, по цветам, по величине) (родители берут по фигуре и делятся произвольно по группам, затем объясняют свои действия. Игра продолжается со сменой фигур 3-4 раза).
Игры с счётными палочками.
- Длячего нужны счётные палочки детям дошкольного и младшего школьного возраста?
- Так же из счётных палочек можно выложить различные фигуры и предметы. Давайте поиграем. Я буду вам называть фигуру, а Вы должны её выложить. Выложите 2 треугольника из 5 палочек, 2 прямоугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек. (показ фигур на слайдах)
- Скажите, что развивается у детей играя с счётными палочками?
Математическая игра-конструктор «Колумбово яйцо»
Предназначена для детей 3-8 лет. В нее можно играть, составляя из частей Колумбова Яйца забавные фигурки всевозможных предметов, птиц и зверей.
При этом нужно придерживаться простых правил.
1. Части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг другу.
2. В составленной фигурке должны быть использованы все части конструктора.
Игра имеет четыре уровня сложности. Предлагаю сложить по одной фигуре с каждого уровня по образцу (фигуры представлены на слайдах).
3.3 Игры на операции аналитического мышления. Словесные игры
Игра «Правая - левая»
Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга.
Описание игры.
Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребё нок поднимает руку: правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.
- Давайте поиграем, будьте внимательны!
Игра «Да - нетка?»
Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.
Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Взрослый загадывает предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например, «Он живой или нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т. д. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями (игра с родителями, отгаданный предмет показываю на картинке).
А теперь я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни.
• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда моего ребенка укоряют, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.
4. Рефлексия.
- Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Ваши пожелания
Главный совет - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.
Заключение.
Особое внимание заслуживает тот факт, что хорошо подготовленные к школе дети сохраняют в основном высокую успеваемость на протяжении учебного года, а учащиеся с низким уровнем подготовки так и остаются не успевающими на все последующие годы.
Готовность ребенка к школе — понятие широкое, оно включает в себя различные аспекты:
Физиологическая готовность – состояние здоровья.
Психологическая готовность.
Социальная готовность - взаимоотношения с окружающими, отношения к самому себе.
Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми.
С помощью игры у детей развивается память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения.
Игры не только необходим детям, чтобы подготовиться к школе, а также эти игры способствуют сплочению семьи.
Список литературы.
1. Бабаева Т. И. У школьного порога, М. : Просвещение, 1993
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. –М., 2000.
3. Бикеева А. С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного родительствования на каждый день. М. : Генезис, 2009.
4. Венгер А. А., Дьяченко О. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989. 5. Все о младшем школьнике. Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Москва, «Вентана-Граф», 2004 г.
6. Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.
7. Общаться с ребенком. Как? Ю. Б. Гиппенрейтер. Москва, 2009 г.
8. Продолжаем общаться с ребенком. Ю. Б. Гиппенрейтер. М. -2009 г.
9. Ребенок идет в школу. М. М. Безруких. Москва, «Дрофа». 10. Леворукий ребенок в школе и дома. М. М. Безруких. Москва, «Дрофа».
11. Развивающие книги для дошкольников. М. М. Безруких. Москва, «Ювента».
12. Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Дети, в школу собирайтесь. - М. ;Просвещение, 1996г.
13. Газман О. С., Харитонова Н. Е., В школу с игрой - М. ;Просвещение, 1991г.
14. Венгер Л. А., Венгер А. Л., Готов ли ваш ребенок к школе. - М. ;Знание, 1991г.
15. Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? Ювента, 2001. 16. Круглова Н. Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – СПб., 2004. 1
7. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А., Ступеньки у школы. - М. ;ТЦ «Сфера», 1999г.
18. Дробинская А. О., Скоро в школу. - М. ; Школьная пресса, 2005г. 19. Овечкина А. Н., Школа АБВГДейка. - М. ; Школьная пресса, 2008г 20. Кулагина И. Ю., Личность школьника. - М. ;ТЦ «Сфера», 1999г. 21. Ефимова С. П., Как готовить ребенка к школе. - М. ;Просвещение, 1992г.
22. Семенович А. В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей., М. : Генезис, 2009, 4-е изд.
23. Степанов С. С. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений, М. : Дрофа-Плюс, 2006.
24. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О.
Буклеты для родителей