Ирина Геннадьевна Беркалова
Мастер-класс для родителей «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.
Задачи:
Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, волю).
Развивать коммуникативные умения родителей.
Способствовать выработке новых навыков взаимодействия с ребёнком - будущим школьником.
Способствовать также сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе дома“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Планируемый результат: Родители ознакомлены с играми и упражнениями, развивающими у детей познавательные процессы, проявляют интерес к данной проблеме. У родителей сформирована мотивация готовности детей к школе.
Оборудование: Телевизор, бланки ответов для теста, листы бумаги, простой и цветные карандаши, геометрические фигуры, счётные палочки, игра-конструктор «Колумбово яйцо» на каждого родителя, памятки для родителей: «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу», «Советы родителям будущих первоклассников», буклеты.
Ход мероприятия:
1. Вводная часть:
- Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников, а игра сменится на учёбу.
В настоящее время, в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д.
То есть, с одной стороны, родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны, не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.
Практика показывает, что отставание в учёбе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль.
К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе.
2. Основная часть:
- Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника.
Ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Предлагаю вам пройти тест: «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»
Тест «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1. 2. 3. 4. 5.
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
Результаты тестирования:
до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
получено 2 или 3 крестика.
1 -необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 -нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 -предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 - ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
- Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат.
Мы будем сами выполнять эти задания, т. е. - играть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.
В конце нашей встречи Вам будут предложены памятки, тренировочные игры и упражнения.
Игра 1: «10 квадратов»
- Предложите ребёнку лист бумаги и цветные карандаши. Дайте задание: нарисовать в ряд 10 квадратов. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребёнка: «А теперь слушай очень внимательно. Я дам тебе еще одно задание, но произнесу его только один раз. Запомни, что надо будет рисовать и как. Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый квадраты». Если ребёнок переспрашивает, пытается переспросить вас, не уточняйте, важно, чтобы он сделал так, как услышал сам.
Задание считается выполненным, если ребёнок его безошибочно выполнил самостоятельно. В том случае, если ребёнку потребовалась помощь повторите упражнение на следующий день, изменив условия (предложите нарисовать 10 треугольников или кругов и закрасить синим или жёлтым карандашом 2, 6, 8 фигуру).
Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Д/игра 2: «Разбери фигуры по признаку».
- Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
- На столе лежат разные геометрические фигуры. По каким признакам можно разделить фигуры? (по форме, по цветам, по величине). Возьмите фигуры и разделите их по группам.
3. Игры с счётными палочками.
- Для чего нужны счётные палочки детям дошкольного и младшего школьного возраста?
- Так же из счётных палочек можно выложить различные фигуры и предметы. –
- Давайте поиграем. Я буду вам называть фигуру, а Вы должны её выложить. - Выложите 2 треугольника из 5 палочек, 2 прямоугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек.
- Скажите, что развивается у детей, играя со счётными палочками?
- Можно предложить образцы для выкладывания фигур из палочек.
4. Математическая игра-конструктор «Колумбово яйцо»
Предназначена для детей 3-8 лет. В нее можно играть, составляя из частей Колумбова Яйца забавные фигурки всевозможных предметов, птиц и зверей.
При этом нужно придерживаться простых правил.
1. Части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг другу.
2. В составленной фигурке должны быть использованы все части конструктора.
Игра имеет четыре уровня сложности.
- Предлагаю сложить по одной фигуре с каждого уровня по образцу (фигуры представлены на образцах).
Игра 5: «Правая - левая»
Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга.
Взрослый читает слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку: правую - если услышал звук з и левую, если звук с.
- Давайте поиграем, будьте внимательны!
3. Заключительная часть. Рефлексия.
- Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, - любите своего ребёнка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. - Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие. Родителям раздаются бланки для обратной связи.
Бланки обратной связи.
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?___
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?___
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки
ребенка к школе?___
• Ваши пожелания организаторам?___