Оксана Левчук
Семинар-практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Орешек» г. Топки
Семинар-практикум
«Развивающие игры
нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
старший воспитатель Левчук О. Н.
Цель семинара :
- повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми,
Публикация «Семинар-практикум „Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- знакомство с игровой развивающей технологией В. В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тема нашей встречи: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника».
Интеллект -
сложное интегральное образование,
включающее разные познавательные
процессы и функции (мышление,
память, внимание, воображение,
речь) в их взаимосвязи.
П. Я. Гальперин
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.
Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие интеллекта : «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера», поисково-творческие задачи А. Зака и другие.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм, познакомимся с некоторыми из игр В. В. Воскобовича.
Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру.
«Купите билетик»
- Сейчас небольшая интеллектуальная разминка. Для того, чтобы отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить билеты». И я вам предлагаю выбрать себе билет следующим образом:
(это не квадрат и он не синий, это не круг и он не желтый)
После ответов на вопросы педагоги делятся на две команды.
- На ваших билетах написаны номера вопросов, а на столе перед вами лежат сами вопросы по теме игровая деятельность дошкольников (вопросы прилагаются).
1. Основа игр с правилами:
Выберите один ответ:
а) свод формализованных правил
б) воображаемая ситуация
в) набор игровых действий
г) выигрыш
2. Игры с правилами :
Выберите один или несколько ответов:
а) шахматы
б) «магазин»
в) «дочки-матери»
г) парные картинки
3. Основные игровые средства:
Выберите один или несколько ответов:
а) игрушки
б) воображаемые предметы
в) предметы-заместители
г) роли
д) игровые действия
4. Основные компоненты сюжетно-ролевых игр:
Выберите один или несколько ответов:
а) дидактическая задача
б) игровая задача
в) воображаемая ситуация
г) роль
д) игровые действия
е) правила
5. Назовите основные компоненты дидактических игр:
Выберите один или несколько ответов:
а) воображаемая ситуация
б) дидактическая задача
в) игровые взаимоотношения
г) правила
д) роли
е) игровые действия
6. Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника :
Выберите один ответ:
а) ребенок сначала определяет игру, затем игрушку
б) ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру
в) игра не зависит от игрушки
г) игра может протекать без игрушки
д) игрушка – материальная основа игры
7. Какие потребности удовлетворяются в игре:
Выберите один или несколько ответов:
а) потребность в движении
б) потребность в общении
в) потребность в действиях с предметами
г) биологические потребности
д) потребность в познании окружающего мира
8. Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности» :
Выберите один или несколько ответов:
а) цель
б) мотив
в) результат
г) действия
д) воображаемая ситуация
е) роли
9. Игра- это…
Выберите один ответ:
а) активность человека в специально созданных условиях
б) педагогическая ситуация
в) вид деятельности человека
10. Результат игры
Выберите один ответ:
а) обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности
б) конкретна, осмыслена ребенком
в) представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны
г) игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка
д) действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли
е) выражается в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка
11. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a) «Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий»
б) «Игровая деятельность изобретается ребенком, а не задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий»
в) «Игровая деятельность не изобретается взрослым, а задается самим ребенком, который учится играть, знакомится с общественно сложившимися способами игровых действий»
12. В играх развиваются творческие способности ребенка, так как…
Выберите один ответ:
а) чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия
б) ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы
в) она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу
г) в игре речь, жесты, мимика ребенка выразительнее, чем в повседневной жизни
13. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем, так как
Выберите один ответ:
а) чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия
б) ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы
в) она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу.
ответы: 1-а; 2-а,г; 3-а,б,в; 4- в,г,д;5-б,в,г; 6- а; 7- а,б,в,д; 8- а,б,в,г; 9- в; 10- у; 11-а; 12- г; 13- а
После того как воспитатели ответили на вопросы:
- Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей?
- Настоящая женщина из ничего может сделать прическу, салатик и скандал.
- А настоящий педагог умеет организовать развивающую деятельность детей, используя различные предметы, находящиеся «под рукой», поставить задачу и решить ее.
- Предлагаю перейти к практической части нашего путешествия…
Практическая часть
1. «Каша из топора»
Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.
В сундуке следующие предметы:
- Картон, ножницы,
- Прищепки и лист А-4,
- Спички или деревянные палочки,
Развивающие игры до года
По сути, любая игра является для малыша развивающей : потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику.
В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
«Мастер-класс»
Цель: знакомство и практическая работа педагогов с играми В. В. Воскобовича.
- Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Толчком к изобретению игр ему послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Затем появились и методические сказки.
К достоинствам развивающих игр В. В. Воскобовича можно отнести:
-Широкий возрастной диапазон участников игр.
-С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
-Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:
-Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы;
-Узнает и запоминает цвет или форму;
-Учиться считать, ориентироваться в пространстве;
-Тренирует мелкую моторику рук;
-Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
-Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
А сейчас я познакомлю вас еще с игрой «Квадрат Воскобовича».
(Участникам раздаются «Квадраты Воскобовича»)
Еще одна игра из технологии «Сказочные лабиринты» - «Геоконт».
В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". На игровое поле "Геоконт" нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творческие способности.
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.