Юлия Лебедева
Доклад на районном методобъединении «Предметно-развивающая среда как условие реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…Тот кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в вышей степени. Среди неё ребёнок будет жить - развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться» (Е. И. Тихеева)
Публикация «Доклад на районном методобъединении „Предметно-развивающая среда как условие реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Вопрос организации развивающей предметно – пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Создавая развивающую предметно – пространственную среду я ставлю перед собой определенные задачи :
1. Обеспечить условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддерживать познавательную активность, обеспечить ее дальнейший рост.
3. Создать условия для реализации усвоенных во время образовательной деятельности способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
В соответствии с поставленными перед собой задачами в группе была создана следующая предметно-развивающая среда.
Особенности построения предметно - развивающей среды в группе.
Я хочу представить модель предметно – развивающей среды моей группы.
Наша группа «ГНОМИКИ» оформлена просто, но в определенном стиле, в специально подобранной цветовой гамме. Предметно – развивающая среда в группе оборудована с учётом возрастных особенностей ребёнка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию художественному решению.
Мебель соответствует росту и возрасту детей. Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Предметно – развивающая среда группы соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра.
Уголок природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В уголке природы – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками; различный материал и атрибуты для проведения опытов и игры. Воспитателем подобраны и размещены в нем растения, требующие разных способов ухода, имеется необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
Для зоны творчества отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбе под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Зона конструирования, хотя и сосредоточена в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Здесь выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании, машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, заняться строительством на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх с машинами, ручном труде).
В группе также выделена зона для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Магазин". «Кухня».
Этот центр представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку. Это крупная игрушечная мебель. Соразмерная детям и большим куклам. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Уголок книги оборудован библиотекой, в которой представлены книги разной тематики и жанров, портреты писателей. Уютная обстановка позволяет детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.
Рядом нашли свое место уголок краеведения и патриотический уголок, где дети могут ознакомиться с государственной символикой, национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края.
Центральное место в группе занимает уголок безопасности. Он представлен мини – музеем «Моя безопасность».
Уголок оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закреплений знаний правил дорожного движения. Этот всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.
Уголка дежурства имеет большое значение в воспитании детей. Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях. На стенде для уголка дежурства размещены объемные кармашки, куда можно раскладывать карточки с персональными картинками детей.
Зона дидактических игр. Здесь расположен материал по математике и сенсорике. На столешницах располагаются наборы развивающих игр и корзины для сортировки игрушек. Их самые разнообразные и красочные варианты расставлены на специальных полочках: различные пирамидки, грибочки, стаканчики, волчки и другие дидактические игрушки. Занятия за дидактическим столом обучают малышей различать цвета, размер, количество и форму различных предметов, развивают навыки речи, творческие способности, логическое мышление, аккуратность, совершенствуют умение сравнивать и конструировать предметы. Возможности дидактического стола способствуют улучшению сенсорного и зрительного восприятия детей, разработке мелкой моторике рук, концентрации внимания и координации движений.
И в итоге я могу сказать что, развивающая предметно – пространственная среда в моей группе, созданная по данной модели: Раскрывает индивидуальные возможности ребенка, формирует познавательную активность; Утверждает уверенность в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности; Обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка.