Просветова Светлана
Семинар-практикум для родителей «Профилактика плоскостопия у детей. Упражнения для укрепления мышц свода стопы».
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей :
«Профилактика плоскостопия у детей. Упражнения для укрепления мышц свода стопы».
Цель: Знакомить родителей с особенностями строения детской стопы; рассказать о причинах появления плоскостопия; учить диагностике и профилактике плоскостопия; разучить комплекс упражнений, показанных при плоскостопии или для его предупреждения, а также комплекс массажа стоп; знакомить с оборудованием для профилактики плоскостопия.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Профилактика плоскостопия у детей, Упражнения для укрепления мышц свода стопы“,» размещена в разделах
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Подготовительный этап:
• Интервьюирование детей.
• Анкетирование родителей. (см приложние 1)
• Изготовление с детьми пригласительных для родителей.
• Оформление зала и подготовка оборудования.
• Презентация для родителей
План проведения:
1. Консультация «Профилактика плоскостопия у дошкольников», вручение памяток.
2. Совместная двигательная деятельность детей и родителей «Играем пальчиками».
3. Выставка методической литературы и пособий по проблеме.
4. Презентация нестандартного физкультурного оборудования по профилактике плоскостопия.
Ход собрания:
Слайд 1-2
Все родители мечтают о том, чтобы ребёнок рос здоровым и физически крепким.
Какие же факторы необходимы для оздоровления и физического развития детей? (Пауза). Все ответы верны. Всё это в совокупности укрепляет здоровье ваших детей
«Здоровье начинается со стопы». На первый взгляд, кажется, что не настолько значимо это выражение, но мы постараемся сегодня убедить вас в том, что это не так.
Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия.
Что же такое плоскостопие?
Слайд 3
Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного (а иногда и обоих) сводов стопы.
Почему у современных детей всё чаще и чаще наблюдаются данные нарушения, какие факторы влияют на формирование свода стопы?
Слайд 4
У детей дошкольного возраста пласкостопие встречается довольно часто – в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов, одним из которых является нерационально подобранная сменная обувь
Причинами развития плоскостопия обычно бывают : раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит, особенности состояния здоровья (частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д).
Нередко плоскостопие становится одной из причин нарушения осанки. Неправильная форма стопы приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, к формированию сколиотической осанки или сколиоза.
К тому же стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние и на весь организм в целом. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли.
Слайд 5
До 4,5-5 лет у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы является патологией. Поэтому медицинское заключение о плоскостопии выносят лишь с пятилетнего возраста.
Слайд 6-7
Диагноз «плоскостопие» подтверждается плантографией (есть несколько вариантов) – отпечаток стопы с помощью красящих растворов. Для этого нужно взять несколько чистых листов писчей бумаги и красящий раствор (можно просто намочить ноги в воде). Посадите ребёнка на низкий стул и намочите ножки. Взяв ребёнка за обе руки, предложите двумя ногами одновременно встать на лист бумаги. Получившийся контур обвести карандашом.
Также можно оценить плантограмму еще одним способом: Возьмите карандаш и линейку, прочертите две линии. Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка – стопа плоская (р. – в); если первая линия проходит внутри отпечатка – стопа уплощённая (р. - б); если контур отпечатка в средней части не перекрывает эти линии – стопа нормальная (р. а).
Слайд 8
Что надо знать, если у вашего ребёнка обнаружилось плоскостопие?
Следует обязательно проконсультироваться с врачом – ортопедом.
При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребёнок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.
Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается «физиологическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребёнку 5,5 лет, а стопа всё ещё плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.
Важно: как можно раньше начать профилактику дефектов и коррекцию имеющихся у детей нарушений. Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо! Но следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Слайд 9-11
Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».
Поэтому в нашем детском саду мы пытаемся создать все условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка.
Какие же мероприятия проводятся в детском саду для укрепления мышц стопы?
1. Утренняя гимнастика.
2. Физкультурные занятия.
3. Корригирующая гимнастика по профилактике плоскостопия.
4. Упражнения для снятия физического напряжения.
5. "Тропа здоровья»
В нашей практике мы успешно используем различное традиционное и нетрадиционное оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия (массажные дорожки и коврики, массажеры, игры, изготовленные из всевозможных материалов).
Слайд 12
Но как показывает практика, всего этого оказывается недостаточно. Данная работа должна проводиться совместно с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребё нка:
Слайд 13
* общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность)
Слайд 14
* правильный подбор обуви для ребенка,
Детская обувь обязательно должна иметь:
• детали, фиксирующие стопу по отношению к подмётке (перепонки, ремешки, шнуровка);
• Высокий задник;
• Жёсткий закрытый внутренний край; гибкую, лёгкую, толстую пружинящую подошву с мягким супинатором;
• Каблук высотой 1-2 см;
• Широкий носок, не сдавливающий пальцы;
Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы, иметь достаточно гибкую, (но не мягкую) невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы. Итак, собирая ребёнка в детский сад, особое внимание обратите на сменную обувь с точки зрения её соответствия требованиям профилактической обуви (Демонстрируются образцы обуви, отвечающей гигиеническим требованиям, и обуви, не отвечающей этим требованиям).
Слайд 15
Массаж стоп.
Ребёнок лежит на спине, ножками к маме. Начинайте с лёгких поглаживаний от стоп к бедру. Направляйте движения по задне – наружной поверхности ножки, обходя коленную чашечку и не задевая передней поверхности голени. Когда вы массируете левую ножку, то придерживайте её левой рукой, а правой массируйте. Далее сделайте нежные растирания каждой ножки. Переходите к массажу стоп. Легко погладьте сначала тыльную, затем подошвенную сторону стопы. Растирающими движениями проведите большим пальцем руки от пяточки - к большому пальчику стопы. Удерживайте ножку ребёнка одной рукой в области голени, круговыми движениями большого пальца энергично нарисуйте восьмёрку на стопе малыша. Дальше изобразите запятую. Большим пальцем надавливайте на середину стопы у основания пальцев – пальчики рефлекторно должны сжаться. Затем медленно проведите линию по наружному краю стопы и надавливайте на середину пяточки – пальчики разожмутся. После этого переходите к массажу каждого пальчика.
Слайд 16
* проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны- включают в себя ежедневные гигиенические ванночки для ног с использованием эфирных масел: сосны, пихты, эвкалипта, лаванды и морской соли;
Слайд 17
* специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,
Слайд 18
* использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.
Слайд 19
Физические упражнения для стоп желательно проводить ежедневно. Однако необходимо учесть, что в начале курса упражнения необходимо выполнять из исходного положения, сидя или лежа, что исключает влияние веса тела на свод стопы. В дальнейшем, по мере укрепления мышц, можно переходить к выполнению упражнений из исходного положения, стоя и при ходьбе
Слайд 20
Значение пальчиковой гимнастики так-же велико:
— способствует овладению навыками мелкой моторики;
— помогает развивать речь;
— повышает работоспособность коры головного мозга;
— развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
— снимает тревожность.
Но в нашем случае, массаж определённых пальцев рук помогает профилактике плоскостопия у ребенка.
Слайд 21
Внимательное отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями, личный пример родителей позитивно влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Родителям необходимо помнить об этом, вместе с детьми де лать дома утреннюю гимнастику, вместе играть и гулять. Однако при подборе игр и упражнений родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо использовать те игры и упражнения, которые наиболее полезны детям. Каждый раз, собираясь на прогулку, продумайте, в какие игры будут играть дети и возьмите все необходимое: мячи, ленты, обручи и т. д. Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (материалы регулярно выставляются в родительском уголке и представлены на выставке).
Сейчас мы пригласим в зал ваших детей и предпримем попытку провести первое совместное физкультурное мероприятие, где в интересной игровой форме вы будете взаимодействовать со своими малышами и узнаете несколько довольно простых, несложных упражнений, способствующих профилактике плоскостопия. И пусть этот первый опыт двигательного взаимодействия станет для вас небольшим открытием, вы узнаете своего ребёнка с новой стороны, пусть это занятие доставит радость и вам, и вашим детям.
Поиграем ножками».
Сейчас мы покажем вам один из видов оздоровления:
Посмотрите, как выполняются игровые упражнения "Поиграем ножками». Эти упражнения вы сможете проводить дома, а дети вам помогут.
В утреннее время индивидуально и по подгруппам мы проводим упражнения по профилактике плоскостопия. Эти упражнения разнообразны : перекатывание мяча стопой, хождение по палке, собирание карандашей и бумажек пальцами ног.
Мы приглашаем вас вместе с нами сделать упражнения.
Комплекс упражнений.
Исходное положение: сидя на стуле (полу, ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
1. «Здравствуйте - до свидания». Совершать движения стопами от себя - на себя(5-6 раз).
2. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног(8-10 раз).
3. «Большой палец поссорился со своими братьями». Двигать большим пальцем ног на себя, остальными от себя (3-4 раза). Если не получается, можно помочь руками.
4. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе (3-4 раза).
5. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе (3-4 раза).
6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы.
7. «Кружки». Ноги вытянуты вперёд, совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу(5-6 раз).
Исходное положение: сидя на ковре, руки в упоре сзади.
1. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).
2. «Принеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить мяч стопами и переложить налево «Перекладываю мяч налево». То же выполнить в обратном порядке (4-6 раз).
3. «Удержи мяч». Мяч зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, держать их в таком положении на счёт 1-3, опустить ноги(6-8 раз).
4. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, поднять ноги и удерживать их в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали, опустить ноги (6-8 раз).
5. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами и развести в стороны(3-4 раза).
6. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой. Исходное положение: сидя на стуле.
«Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выложить фигуру.
Исходное положение: стоя.
1. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах, сохраняя хорошую осанку.
2. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.
3. Ходьба на месте, руки в замке на затылке.
4. «Мишка косолапый».
Ходьба с выполнением различных движений, например, как «цапля» - высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:
Я цапля, цапля, цапля,
Хожу, хожу, хожу.
На всех подружек сверху
Смотрю, смотрю, смотрю.
5. Перекаты с пятки на носок…
Исходное положение, стоя: ходьба по массажным дорожкам, прокатывание ногой гимнастической палке, ходьба по ободу обруча.
7. Прокатывание мяча по «улитке».
Слайд 21
Заключение. Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорили о здоровье и убедились в важности стопы в оздоровлении ребёнка. Хотелось бы выразить уверенность в том, что проблема здоровой стопы дошкольника займёт достойное место в оздоровлении ваших детей и вы, родители, уделите должное внимание укреплению стоп ребенка.
Приложение
Семинар-практикум для родителей «Профилактика плоскостопия у детей. Упражнения для укрепления мышц свода стопы». Фотоотчет.
В ноябре в нашем детском саду мною был проведен семинар-практикум для родителей детей старшей группы. При этом родители выступили не только в качестве слушателей, но и в качестве активных участников.
Основная задача, которая стояла передо мной – это познакомить родителей с комплексами специальных коррегирующих упражнений для профилактики нарушения плоскостопия. Также была затронута достаточно актуальная проблема нашего времени, как нарушение координации движений у современных детей.
После небольшой теоретической части мы с родителями приступили к практике. А именно, выполнили ряд комплексов упражнений на месте и в движении с использованием разнообразного, как традиционного, так и нетрадиционного оборудования.
Как приятно было увидеть улыбки присутствующих родителей. На протяжении всего мастер-класса присутствовал благоприятный психологический климат. Постоянно прослеживался взаимный интерес и тесная связь между участниками процесса. С большим интересом дети демонстрировали родителям комплексы упражнений с использованием нетрадиционного оборудования, изготовленное инструктором по ФИЗО.
Особый восторг на них произвело выполнение совместное выполнение комплексов упражнений в движении с использованием гимнастических палок, а также ходьба по разнообразным «дорожкам здоровья».
Мероприятие прошло весело и эмоционально.
В конце мероприятия родители выразили благодарность инструктору за проведенный семинар-практикум.