Татьяна Белошкурская
Семинар — практикум «Приобщение детей к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей к художественной литературе»
Цель:
Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению. заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес общения с книгой. Создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи:
- уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
-готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний.
Публикация «Семинар — практикум „Приобщение детей к художественной литературе“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
через художественную литературу и их иллюстрации, воспитывать высокие нравственные качества, милосердие, справедливость, внимание друг к другу, -дать представление об этических нормах;
-увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей;
-сформировать образ библиотеки как теплого и радостного дома
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Несмотря на высокий развивающий потенциал область «Чтение художественной литературы» на одном из незавидных мест: одна из причин – в развитии мультимедийных, компьютерных информационных технологий, наиболее заманчивых, удобных, престижных по сравнению с бумажными носителями.
Чтобы обратить общественное внимание на проблему чтения книг, повысить престиж этого направления, в годовой график включены мероприятия, посвященные знаменательным датам международного уровня: день детской книги (2 апреля, день родного языка (21 февраля, день поэзии (21 марта, день грамотности (9 сентября, дни рождения знаменитых детских писателей. На уровне детского сада проводятся разнообразные мероприятия для детей и семей воспитанников.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Цитаты знаменитых писателей:
• Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро)
• Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)
• Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя. (В. А. Сухомлинский)
• Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, — все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг. (Карлейль Т.)
• Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. Обе эти силы соединены в книге. (Горький М.)
• Книга — это небольшой инструмент, приводящий в действие нашу способность мыслить; это двигатель мысли, помогающий бороться с нашей умственной леностью. (Фаге Э.)
• Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. (Л. Н. Толстой)
детей с литературой
Метод Приёмы
Словесный Чтение произведений / Вопросы к детям по содержанию произведений / Пересказ произведения
Заучивание наизусть / Выразительное чтение
Беседа по произведен / Прослушивание аудиозаписи
Практический Элементы инсценировки / Игры-драматизации
Дидактические / Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный Показ иллюстраций / Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками / Схемы / Алгоритмы
Просмотр видео-, мультфильмов
Оформление выставки
Знакомство с книгой начинается у детей ещё в раннем младенчестве. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Такими «правильными» являются произведения Л. Н. Толстого, написанные для детей. Его многочисленные маленькие рассказы, изумительные по форме, по лаконичности, - ценнейшее средство нравственного воспитания ребенка, формирование его языка. В рассказах Л. Н. Толстого нет назойливого назидания, навязчивого морализования, но все они вселяют в ребенка мысль о том, что необходимо поступать честно, правдиво, быть смелым.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. В русском фольклоре имеется большое количество волшебных сказок, бытовых, сказок о животных. Особенностью содержания сказки является её оптимизм – в сказке всегда добро побеждает, а зло наказывается. Внимательная, вдумчивая работа педагога над народной сказкой поможет детям понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания. Поэтому следующее задание будет связано со сказками.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Владеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя. Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки. Предварительная работа чтеца над произведением – работа творческая. В процессе подготовки он должен хорошо изучить данное произведение, осмыслить его идею, понять замысел автора. Чтобы овладеть вниманием и доверием детей, речь педагога должна быть эмоциональной и убедительной. А это произойдёт лишь в результате тщательной подготовки, во время которой педагог настолько вживётся в данное произведение, что сможет передать своё отношение к тому, о чём говорит. основное средство выразительного звучания произведения – голос. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы и темпа чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения. Задача педагога - умело использовать всё богатство оттенков своего голоса.
Требования к книжному уголку как одному из средств ознакомления детей с художественной литературой:
Уголок книги играет важную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
Книжный уголок - это специально выделенное и оформленное место в групповом помещении. В оформлении уголка каждый воспитатель может использовать свой индивидуальный вкус и творчество. Главное условие – это удобство и целесообразность. Он должен быть уютным, привлекательным для ребенка. Ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и рассматривать иллюстрации.
Советы по организации книжного уголка:
Уголок располагается вдали от шумных игр.
Правильное естественное освещение.
Может иметь как полки, так и специальные столы для книг, может быть мобильным, переносным.
Подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям детей.
В старших и подготовительных группах размещать в уголке 10-12 книг. Книги необходимо систематически менять.
Работа с родителями:
Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского вкуса, отношение к книге как к явлению культуры. В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо организовать работу с родителями по воспитанию культуры детского чтения.
Практикум
Задание 1. Назовите авторов произведений
1.«Приключения Чиполино» (Д. Родари,
2.«Приключения Буратино» (А. Толстой,
3.«Волшебник Изумрудного города» (А. Волков,
4.«Алиса в стране чудес» (Л. Кэрролл)
Задание 2. Конкурс пародистов
Вспомните фразу, которую говорил герой.
Произнести её, подражая тембру голоса героя.
Задание 3. Изменение темпа с ускорением и замедлением.
Подвижная игра «Карусели»
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Всё быстрей, быстрей, бегом
Карусель кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Задание 9. Решите кроссворд
Прочитав отрывок из произведения, определите фамилию автора и впишите в кроссворд
1. Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо (Маяковский)
2. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне…. (Маршак)
3. Долго у моря ждал он ответа.
Не дождался, к старухе воротился. (Пушкин)
4. В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый Фома (Михалков)
5. Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам! Стыд и срам! (Чуковский)