Наталья Серова
Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Повышение экологической компетенции педагогов»
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, установить тесное сотрудничество между педагогами учреждения.
Задачи:
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии ( знание понятий: экология, экологическая культура, экологическое воспитание; проблемы и задачи экологического воспитания детей, экологические программы дошкольного образования; экологические проблемы современного мира);
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Природа, планета Земля, экология
- Семинар, практикум
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, природа. Семинары, мастер-классы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Развивать познавательный интерес у педагогов;
Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
План семинара-практикума :
1. Актуальность проблемы.
2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.
3. Просмотр мультимедийной презентации «Природа и человек».
4. Консультация для воспитателей: «Организованные формы обучения и совместная деятельность педагогов и детей дошкольного возраста в области экологического воспитания»
5. Задание «Рассуждай-ка».
Ход семинара
1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему : «Повышение экологической компетенции педагогов». Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между
педагогами нашего учреждения.
Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека
независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о
сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с
новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего
жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст
является базой для формирования основ мировоззрения и представляет
широкие возможности для экологического воспитания.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей
дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!
Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и
природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят
играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда
вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один
дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе
развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с
формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.
Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим
детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей
элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно
взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.
2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.
В нашем учреждении с целью выявления уровня компетенции педагогов в вопросе экологических знаний было проведено анкетирование. Анализируя данные, полученные в результате анкетирования, можно сделать следующие выводы, что знания у педагогов образовательного учреждения о науке экологии достаточно полные и точные, все педагоги понимают важность значения экологического воспитания дошкольников и оценивают работу в МАДОУ «Детский сад № 5» как удовлетворительную.
3. С целью обобщения и систематизации экологических знаний предлагаю к просмотру мультимедийную презентацию «Природа и человек»
3.1. Что означает термин “Экология”.
Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году,
происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и
понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях
организмов и окружающей среде.
3.2. Проблемы экологии в мире, стране, городе?
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду
самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на
грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения.
Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от
промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем
городе.
3.3. Что же такое экологическое воспитание?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование
начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и
взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное
содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их
взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о
взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.
3.4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с
дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического
воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в
этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления,
первые природоведческие представления, закладывается фундамент
правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в
нем. Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить,
старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе,
сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого
человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.
Цель экологического воспитания : формирование человека нового типа с
новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой (Т. М. Бондаренко)
3.5. Определите задачи экологического воспитания.
– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко
чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и
животным.
– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой
основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение,
совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная
деятельность детей.
3.6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог,
который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и
заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в
доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего
обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес
и возрастные особенности.
3.7. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к
природе; в чем берете вину на себя как воспитатель.
Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей.
Безразличие и невнимание к поведению детей. Отсутствие системы и
целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями
воспитанников.
4. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность
воспитателя и детей.
4.1. Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д,
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы,
деятельностью людей в природе.
4.2. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки,
рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников
И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и
др. ,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о
заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,– беседы и разговоры с
детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День
рождения Леса” и т. д,
– опыты, поисковая деятельность,
–акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные,
интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую
тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние
животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в
природе есть вода, кто в море живет).
4.3. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.
На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности,
место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье
формируются основы духовного и культурного облика человека,
закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми
экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги,
ухаживают за домашними питомцами.
Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни
открытых дверей, праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”,
“День птиц” и др. ,оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы,
загадки, словесные игры для разучивания дома, составление в течение
нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания
детей о природе, беседы с рекомендациями (создать мини-огород на
подоконнике, завести домашнего питомца, совместные с родителями акции,
фотовыставки, создание экологической газеты и т. д.
5. Задание «Рассуждай-ка».
1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет -
сигнал опасности)
2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба -
ночное)
3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин –
птица, дельфин - млекопитающее)
Подводя итоги семинара следует отметить, что всем педагогам необходимо развивать свой творческий потенциал, стремиться получать новые знания в вопросах экологии, быть активными участниками в деле экологического просвещения подрастающего поколения.