Ксения Станкевич
Семинар-практикум «Песочная терапия и лего-конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Песочная терапия и лего-конструирование»
Цель: расширение знаний педагогов о песочной терапии и лего-конструированию.
Задачи:
• Дать общее представление о песочной терапии, как о средстве развития ребенка дошкольного возраста.
• Дать общее представление о лего-конструирование в образовательной работе с дошкольниками.
• Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
Темочки:
- Лего. Конструктор LEGO
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2022
• Укрепление эмоционального контакта между педагогами, снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, развития воображения.
Структура семинара-практикума :
1. ритуал приветствия «Улыбка»
2. выступление песочная терапия и лего-конструирование.
3. практическая часть «Путешествие к золотой рыбке»
4. заключительный этап.
Ритуал приветствия «Улыбка»
Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает теплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Для этого нарисуйте смайлик и подарите своему соседу.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе. Так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать все новые и новые сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: эксперименты, проектам, опытам.
Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью.
В начале прошлого века игра с песком становится одним из вариантов игровой терапии для детей. Английский детский психотерапевт М. Ловенфельд в 1929г. Разрабатывает «технику построения мира» с помощью песка, а в 1935г. Она описала свой опыт применения этой техники в книге «игра в детстве». Примерно в 1940-е г. В Швеции появился разработанный Ш. Бюлер «тест мира», или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется там как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться Техника Мира М. Ловенфельд, взятая из «текста мира». В свою очередь, Дора М. Кальфф из техники мира разработала терапевтический метод- сэндплэй (игра с песком) вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.
Игры на песке- одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавится от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия — это прежде всего возможность самовыражения.
Песок – уникальный материал для психотерапевтической работы.
Во-первых, потому, что для любого ребенка игра в песочнице-определенный этап в развитии, все мы делали куличики, защищали свою территорию в песочнице, делились своими игрушками или, наоборот, забирали их у других детей.
Во-вторых, с песком связаны многие архетипические образы и выражения, например, «строить замки из песка», «ускользает, как песок между пальцами».
В-третьих, из песка легко создавать что-то новое, и так же легко разрушать. И на прежнем месте создавать что-то новое…и это бесконечный процесс, который символизирует жизнь.
А еще песок- символ вечности и скоротечности бытия. Если мы хотим представить, как быстро проходит время, мы вспоминаем песочные часы.
Дети всего мира могут общаться на одном языке- языке игры. Игра помогает им понять сложный. Разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки-воображение. Ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и тд.
Лего-конструктор, как и песок дают возможность для экспериментирования и самовыражения.
Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь. Благодаря огромному разнообразию строительных деталей дети максимально активны во время игры.
С целью развития детского конструирования как деятельности. В процессе которой развивается ребенок, исследователи (Лиштван, Нечаева, Парамонова, Поддъяков, Фребель и др) предложили различные формы организации обучения.
-Конструкция по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
-конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель. Скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительных материалов. Постановка таких задач-достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели-усложненная разновидность конструирование по образцу.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяется лишь условия, которым постройка должна соответствовать. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.
-конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
-конструирование по замыслу. Данная форма-не средство обучения детей, созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
-конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме-актуализация и закрепление знаний и умений.
Дети любят конструировать. Воплощая в жизнь новые технические идеи, реализуя свои творческие способности.
Творческий процесс дает возможность проявить бессознательному, делает активным диалог между внутренними частями личности. В творчестве человек не только черпает вдохновение, но и получает способ материально воплотить свои внутренние образы, идеи в красках, словах, песке или конструкторе.
Практическая часть «Путешествие золотой рыбки»
Сегодня я приглашаю вас познакомится с удивительной Песочной страной. Здесь в песочнице, живут хранители песка- черепаха и черепашонок. Они очень веселые, знают много игр, историй и сказок, но поделятся всем этим только с тем, кто будет соблюдать правила.
Ритуал входа.
Чтобы попасть в Песочную страну нужно сказать заклинание.
…правила песочной страны
Очень все они просты
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться,
Кто не строит, а ломает
Тот в страну не попадает.
Рассказ черепахи.
Я расскажу вам историю про золотую рыбку.
«В сказочной Песочной стране жила прекрасная Золотая рыбка. Все обитатели ее очень любили, она их тоже любила, но у нее не было похожих на нее подружек.
Однажды Золотая рыбка узнала о нашем детском саде, и подумала здесь мне обязательно помогут! Золотая рыбка просит о помощи у нас.
Давайте поможем сделать подружек для нашей Золотой рыбки.
Сегодня мы с вами сделаем больших и маленьких рыбок. Посмотрите сколько рыбок у меня на столе. (схемы) выберите ту, которую захотите сделать. Но для начала расскажите, как выбудете делать? С чего начнете? какие детали понадобятся?
Какие красивые, разные рыбки у вас получились их пора отправить в песочную страну к Золотой рыбке. И немного украсим им водоем. (камешки, ракушки) еще в сказочной подводной стране есть растения. Как они называются? (водоросли) возьмем цветной песок и нарисуем водоросли.
Рефлексия.
Сегодня мы путешествовали в песочную страну к золотой рыбке. Помогли ей приобрести друзей и стать по настоящему счастливой. Мы с вами создали сказку.
Заключительный этап.
Теперь. Я прошу протянуть руки над песочницей и сделать движение. Как будто вы скатываете шарик. Затем приложите его к сердцу и повторяйте за мной «мы берем с собой все самое важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились!»
На этом занятие можно увидеть, что объединение песочной терапии и лего-конструирования, способствует снятию стресса и раскрытию внутреннего мира ребенка, развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов-настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.