Покатова Анастасия
«Героические профессии. Пожарные». Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию
с детьми старшей группы
на тему: «Героические профессии. Пожарные»
2024г
Цель: формирование знаний о труде пожарных, обогащение и активизация словарного запаса у детей.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
Развивающие: Развивать выдержку, память, диалогическую речь, познавательную активность.
Воспитательные: Воспитывать уважение к труду пожарных.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Демонстрационный материал: воздушный красный шар; карточки для дидактической игры; телефон.
Методы: практический, наглядный, игровой.
Приемы: создание игровой ситуации, вопросы, указание, пояснение, беседа, показ, загадывание загадок, поощрение.
Словарная работа: каска, брезент, огнетушитель, ядовитый дым, сирена.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы: «Почему огонь полезен и опасен», «Пожар», «Это не игрушки - это опасно», дидактические и подвижные игры.
Ход:
Ребята, доброе утро! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями!
А теперь, встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
На занятии наши глаза внимательно… (Смотрят)
Уши внимательно… (слушают)
Голова хорошо … (думает).
Воспитатель: Ребята, что бы угадать, о чем мы сегодня с вами будем говорить, вам надо собрать разрезную картинку (пожарный).
После игры дети садятся полукругом.
Воспитатель. Кто такие пожарные?
Дети. Это люди, которые борются с огнём.
Воспитатель. Всё правильно. А вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить? Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.
Воспитатель. Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать этот человек?
Дети. Силой, храбростью, бесстрашием, ловкостью, сообразительностью, решительностью, чуткостью, отзывчивостью, дисциплинированностью, сопереживанием.
Воспитатель. Опасна ли профессия пожарного? Почему?
Дети. Могут обжечься, здание обрушиться и т. д.
Воспитатель. Посмотрите и скажите, во что одет пожарный?
Дети. Он в каске, в специальном костюме.
Воспитатель. Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
Дети. Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадёт.
Воспитатель: Ребята, по какому номеру нужно звонить, если начался пожар?
Дети: 01.
Воспитатель. Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила безопасности.
Воспитатель. А вы хотели бы стать юными пожарными?
Дети. Хотим.
Воспитатель. Для того чтобы стать пожарным необходимо много знать и уметь. Поэтому я вам предлагаю пройти обучение в Школе пожарных наук». Девиз школы: «Чтоб не ссориться с огнём, нужно много знать о нём». Повторите девиз.
У вас будет маршрутная карта. По ней вы должны пройти по всем точкам маршрута. После успешного прохождения нашего маршрута пёс Пожарик поднимется на самую верхнюю ступеньку.
Воспитатель. Какой должна быть команда, чтобы справиться со всеми трудностями? (дружной).
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро,
А ещё в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Дети соединяют ладони, накладывая одну руку на другую, и говорят: «Один за всех и все за одного».
II Основная часть (Школа пожарных наук)
I ступень «Лаборатория пожарной безопасности»
Воспитатель. Мы с вами пришли в лабораторию пожарной безопасности, а о чём здесь будем говорить, вы узнаете из загадки.
У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжёшься! Я — … (огонь)
Воспитатель. Да, это огонь.
Воспитатель показывает картинку огня.
Воспитатель. Как вы думаете, когда мы зажигаем свечи, что мы можем увидеть?
Дети. Огонек.
Воспитатель. Да, правильно, огонёк. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикасаться?
Дети. Нет. Можно обжечься.
Воспитатель. Правильно. Огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Дети. Его нужно потушить.
Воспитатель. Как вы думаете, чего же боится огонь?
Дети. Воды, снега, песка, земли. Вывод: огонь может погаснуть, потому что он боится воды.
Воспитатель.
Каким ещё способом можно справиться с огнём? Посмотрите на эту плотную ткань. (Показать, дать пощупать). Как вы думаете можно ей потушить огонь? Вывод: огонь можно потушить плотной тканью.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорили об огне. Можно ли детям зажигать самостоятельно свечу? Чем она опасна?
Дети отвечают.
Воспитатель. Правильно, когда горит свеча, плавится воск, он горячий и им можно обжечься. Свеча может упасть и тогда произойдет пожар. Нельзя наклоняться к свече, можно обжечь лицо, могут загореться волосы.
Воспитатель. Первую ступень обучения вы прошли успешно. На карту я вам наклеиваю наклейку. А наш пес Пожарик поднимется на первую ступень.
II ступень «Информационная»
Воспитатель. Как вы думаете, из-за чего может случиться пожар?
Дети. Спички, угольки, электрические приборы др.
Воспитатель. Конечно, чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за неосторожного обращения с огнём, с электроприборами. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костёр, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.
Дидактическая игра «Что нужно пожарным?»
Игровые действия: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики, сформировать у детей интерес к профессии пожарного.
Ход: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике.
Физминутка
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».
Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.
Воспитатель:
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с пожаром
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь – Пожар!
1. Раз, два, три, четыре, У кого пожар …В квартире.
2. Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил …Утюг
3. Красный отблеск побежал,
Кто со спичками….Играл
4. Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег…. Листву.
5. Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые ….Предметы.
6. Помнит каждый гражданин
Этот номер …. 01
7. Дым увидел – не зевай
И пожарных ….Вызывай!
Воспитатель. Вторую ступень обучения вы прошли успешно. На карту я вам наклеиваю наклейку. А наш пес Пожарик поднимается на следующую ступень.
III ступень Диспетчерская пожарной службы
Воспитатель. Мы с вами в диспетчерской пожарной службы. Как вы думаете, кто здесь работает?
Диспетчер – очень важный человек в пожарной охране. Он сидит за пультом пожарной охраны. От их действий многое зависит. Поступает звонок, диспетчер выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди. Объявляет тревогу. Определяет по карте, где находится ближайший к месту пожара гидрант, вычисляет кратчайший путь следования. И на всё это должно уйти не больше минуты.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете по какому номеру звонить, если вдруг случился пожар?
Воспитатель. Сообщить о пожаре, можно позвонив по домашнему телефону 01.
Воспитатель. А теперь предлагаю вам оказать помощь пожарному: быстро «доехать» до очага возгорания по лабиринту, при этом выбрать правильный путь, не сходя с дороги.
Игра «Помоги пожарному»
Игровые действия: ребёнок получает карточку с нарисованным лабиринтом и фломастер. Ведущий предлагает оказать помощь пожарному: быстро «доехать» до очага возгорания по лабиринту, при этом выбрать правильный путь, не сходя с дороги. Дети надевают каски. Звучит запись звука сирены, дети рисуют.
Ход игры: ведущий предлагает стать пожарными и помочь быстро доехать до очага возгорания. Напоминает правила игры.
Воспитатель. На этой ступени вы узнали очень много полезного. Вы помогли пожарным быстро «доехать» до очага возгорания по лабиринту, при этом выбрать правильный путь, не сходя с дороги. Третья ступень пройдена успешно. На маршрутную карту я вам наклею наклейку. А наш пес Пожарик поднимается на следующую ступень.
IV ступень «Помощники пожарных»
Воспитатель. Ребята, на какой машине ездят пожарные?
Дети. Пожарная машина.
Воспитатель. Вы слышали сирену пожарной машины. Для чего она нужна?
Дети. Чтобы на дорогах пропускали пожарную машину.
Воспитатель. Посмотрите на картинки, какие помощники здесь изображены?
Дети. Пожарный вертолет, самолёт, поезд.
Воспитатель. Где помогают эти помощники?
Дети. Тушат высотные здания, лесные пожары.
Воспитатель. Почему пожарные машины и вертолеты красного цвета?
Дети. Красный цвет - цвет огня.
Воспитатель. И четвёртая ступень пройдена успешно. На маршрутную карту я вам наклею наклейку. А наш пес Пожарик поднимается на следующую ступень.
V ступень «Проверка знаний»
Воспитатель. Вы много сегодня вспомнили, что-то узнали нового. Пришла пора проверить знания. Вы должны прослушать задание, и выбрать правильный ответ. Вы готовы? Вперёд.
Игра «Опасные предметы – источники пожара»
Игровые действия: каждый ребёнок получает карточку с сюжетной картинкой, у ведущего – карточки с текстом правил безопасности. Взрослый читает правило, а ребёнок поднимает вверх соответствующую тексту карточку и рассказывает, как нужно безопасно обращаться с предметами бытовой техники.
Например: нельзя браться руками за шнур от утюга. В шнуре живёт ток, он невидим, может ударить.
Игровые правила: детям необходимо определить, соответствует ли его картинка тексту, и поднять картинку вверх. Далее, объяснить правило.
Ход игры: ведущий предлагает детям внимательно слушать текст и показать, у кого в руках картинка соответствует названному правилу и объяснить его.
Воспитатель. И пятая ступень пройдена успешно. На маршрутную карту я вам наклею наклейку.
III Рефлексия
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы прошли весь маршрут по подготовке. Маршрутная карта заполнена. Наш помощник на самой высокой ступени. Не передумали быть пожарными? Я думаю, что вас можно зачислить в дружину юных пожарных.
Воспитатель вешает детям медальки «Юный пожарный».