Марусина Елена
Семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с работой учителя-логопеда в логопедической группе детского сада для детей с ОНР.
Задачи:
- Установление доброжелательных взаимоотношений с родителями воспитанников;
- Вовлечение родителей в коррекционный процесс;
- Активное участие родителей в жизни ребенка и детского сада;
-Познакомить родителей с основными задачами коррекционного обучения;
- Продемонстрировать доступные приемы коррекционного логопедического воздействия.
Ход выступления.
1. Особенности детей с ОНР.
Публикация «Семинар-практикум „Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Прежде всего, нужно сказать, что же такое ОНР? ОНР- это общее недоразвитие речи. У такого ребенка существуют общие проблемы с речью – не только со звуковой ее стороной, но и со смысловой. Если не корректировать имеющиеся нарушения, то дети в школе
У детей могут быть сложности с произнесением не только шипящих и свистящих звуков, но и соноров и аффрикат. Один звук при этом заменяет два или более. Ребенок может составлять предложения. Правильные предложения в речи такого ребенка могут соседствовать с неправильными – в зависимости от ситуации одна и та же грамматическая форма может изменяться. Много ошибок дети допускают в вопросах согласования и управления. Например, неправильное употребление существительных во множественном числе («ухи» вместо «уши», «роты» вместо «рты», неверное согласование прилагательных и существительных («глубокая озеро»). Несмотря на то, что словарный запас детей с ОНР обогащается за счет новых существительных и глаголов, они зачастую неверно или неточно их употребляют, подменяя одно понятие другим («стул» вместо «табуретка»).Часто наблюдается затруднение в произношении многосложных слов («милисинер» вместо «милиционер», «висипед» вместо «велосипед»).
2. Задачи учителя-логопеда в логопедической группе.
В чем же заключается работа учителя-логопеда? Логопед поможет развить правильную дикцию и грамотную речь. А это начинается с развития артикуляционной моторики, правильного речевого дыхания, мимической мускулатуры. Логопед проводит занятия по развитию грамотной речи, обогащению словаря и развитию связной речи. Логопед знакомит детей со звуками, учит различать, находить нужные звуки, соединять звуки в слоги и слова, то есть развивает фонетико-фонематическое восприятие детей, подготавливая их к обучению элементам грамоты, то есть умению читать и писать.
Также во время обучения логопед занимается развитием координации движения, памяти и внимания.
3. Ознакомление родителей с задачами логопедической работы на первое полугодие.
Задачи:
-установление доброжелательных отношений между педагогом и детьми;
- сбор анамнестических данных для более точного установления степени речевого нарушения;
- развитие мимической мускулатуры, артикуляционной, мелкой моторики;
- постановка и автоматизация отсутствующих или дефектно произносимых звуков;
- расширение, обогащение лексического словаря детей;
- формирование грамматически правильной речи;
-развитие связной речи через диалогическую форму общения, умения вступать в диалог, поддерживать беседу, игру.
4. Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель проведения артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются нужные звуки.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений, упражнения выполняются подгруппами из 4 – 6 человек. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Виды упражнений по пространственной организации движений:
1. Статические – умение принимать требуемую позу и удерживать её необходимый период времени.
2. Динамические – развитие динамической речедвигательной координации.
3. Комбинированные -статические и динамические упражнения объединённые в единые динамические комплексы необходимые для развития навыка плавного переключения с одного движения на другое.
Целью здесь будет являться объединение отдельных движений в серию последовательно организованных переключений.