Ирина Валиева
Семинар-практикум для родителей подготовительной группы «Подготовка руки ребёнка к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема практикума для родителей : «Подготовка руки дошкольника к письму»
Время проведения: ноябрь 2017
Автор
: [/b]воспитатель Валиева Ирина Владимировна
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по ознакомлению с играми и упражнениями, способствующими подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.
Публикация «Семинар-практикум для родителей подготовительной группы „Подготовка руки ребёнка к письму“» размещена в разделах
Задачи:
- расширить представление о разнообразии приёмов и методов для развития мелкой моторики руки детей;
- обобщить практические навыки родителей;
- создать условия для участия родителей в совместной образовательной деятельности.
Материалы и оборудование:
- ноутбук, звуковые колонки, телевизор;
- презентация "Игры и упражнения для подготовки руки дошкольника к письму";
- выставка развивающих игр для развития мелкой моторики: математический планшет, подбери форму, шнуровки, пазлы, различные виды конструкторов.
- верёвка, счётные палочки, шаблоны для вырезания, ножницы, волшебный Квадрат Воскобовича (раздатотчный, игровизор Воскобовича (раздаточный, фломастеры.
Предварительная работа
С родителями:
Анкетирование "Ваше отношение к подготовке руки ребёнка к письму в детском саду"
Педагога:
-Изучение и подбор литературы, материала, оборудования.
-Приглашение родителей
Участники: воспитатель, родители,
Форма проведения: семинар- практикум
Ход встречи
Деятельность воспитателя:
Вводная часть.
1. Приветствие.
Озвучивание темы.
Теоретическая часть
Деятельность родителей:
Восприятие информации. Положительный настрой на совместную деятельность.
Основная часть
Деятельность воспитателя:
2. Игра «Крестики – нолики»
Знакомство с правилами.
Деятельность родителей:
Настрой на коллективную игру.
Ожидаемый результат:
Расширить представление о важности развития мелкой моторики на развитие дошкольников, на формирование предпосылок успешного овладения навыками письма. Деятельность воспитателя:
1. Словестная игра «Ты мне, я тебе»
Деятельность родителей:
Озвучивание игр на развитие моторики из личного опыта.
Ожидаемый результат:
Передача знаний присутствующим, обогащение личного опыта
Деятельность воспитателя:
2. Пальчиковая гимнастика.
Деятельность родителей:
Выполнение заданий.
Передача знаний присутствующим, обогащение практических умений родителей.
Ожидаемый результат:
Расширить представление о взаимосвязи мелкой моторики рук и речи дошкольника и соответственно успешности развития ребенка.
Деятельность воспитателя, Деятельность родителей:
3. Пальчиковые упражнения: завязывание и развязывание узлов на верёвке.
4. Игровое упражнение
«Сложи узор» (использование счётных палочек)
5. Вырезание шаблона "Осенний листок"
6. Игровое упражнение "Сложи фигуру" (использование волшебного вкадрата Воскобовича)
7. Графические упражнения (использование игровизора Воскобовича). Выполнение заданий.
Предлагают способы используемые в семье.
Ожидаемый результат:
Формирование знаний и навыков с помощью игр и упражнений на развитие мелкой моторики, способствующей подготовки руки ребёнка к письму.
Вовлечение родителей в совместный образовательный процесс, содействие формированию гармоничных взаимоотношений между родителями.
Заключительная часть
Синквейн.
Ожидаемый результат:
Проявление творческого самовыражения родителей, отношение к практикуму-семинару. Понять значимость взаимодействия сторон: СЕМЬЯ – ребенок – Детский сад.
Дополнительная информация для общения в ходе практикума:
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднение с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладывается в общий темп работы.
Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.
Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.
Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.
Работа по подготовке к письму должна начаться задолго до поступления в школу.
Кроме того, развитие мелкой и крупной моторики напрямую связано с речью ребенка. Делая упражнения, направленные на укрепление мышц руки, мы тренируем мозговую деятельность.
Начиная работу по подготовке детей к письму, мы учим ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться в пространстве (на листе бумаги). Основное внимание мы обращаем и на формирование правильной позы при письме: детей учим сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, и не забываем, что задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
А сейчас я вас хочу познакомить с играми и упражнениями, которые используем мы для подготовки руки ребенка к письму:
1. Пальчиковая гимнастика.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
2. Пальчиковые упражнения.
Для достаточно сложнокоординированных действий пальчиками предлагаются шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер.
Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.
3. Не стоит забывать и о вырезании. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно. Симметричное вырезание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
4. Живой отклик у детей находит техника оригами. Для нас она представляет интерес прежде всего как отличное упражнение для рук. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка.
5. Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности, сенсорные способности, умение конструировать. А еще «Квадрат Воскобовича» можно взять с собой в дорогу. Он легко поместится в карман и развлечет ребенка во время путешествия!
6. Еще одна важная форма работы – графические упражнения. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, что поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, помогут в развитии аккуратности, графическим умениям, глазомера. В этом нам помогают игровизоры.
Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развиваем пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков. Помните, что во время занятий очень важен настрой ребёнка и доброжелательное отношение взрослого. Занятие для ребёнка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребёнка, чтобы ему вновь и вновь хотелось заниматься.
Наше собрание подходит к концу, и давайте закончим его составлением синквейна.
Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развиваем пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.