МААМ-картинки

Практикум по экологии «Экологическая компетентность педагога и его роль в экологическом воспитании дошкольников»

швечикова людмила
Практикум по экологии «Экологическая компетентность педагога и его роль в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги!

В новом учебном году мы подписались на комплект устных журналов согласно ФГОС ДО.

И первый выпуск – это экологический журнал «Наш дом – природа», который посвящен экологической компетентности педагога и его роли в сфере экологического воспитания дошкольников.

Предлагаю Вам ознакомиться с содержанием нового журнала и вместе полистать его страницы (видео).

Публикация «Практикум по экологии „Экологическая компетентность педагога и его роль в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Итак, первая страница журнала называется «Буду я Природе другом»

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Человек стал Человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном синем небе, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал, и затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное, вместе подумаем о том, как можно в детском саду воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.

Но сначала, я хотела бы услышать Вашу точку зрения:

- Как Вы понимаете, что такое экология? (высказывания)

- Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста? (высказывания).

Для исторической справки добавлю, что экология, как наука сформировалась в середине прошлого столетия, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их способа жизни. Термин «экология» ввел немецкий зоолог Геккель, который впервые попробовал дать определение новой дисциплины. Продолжим,

- А чем для Вас является Природа? Пусть каждый скажет о своем понимании и ощущении.

Итак, Природа в моей жизни – это (по очереди участники высказываются).

Вывод: Таким образом, благополучие человека, его физическое и духовное состояние немыслимо без экологического воспитания. Видеть красоту не только розы, но и обыкновенной травы, не только за семью печатями, но и за порогом собственного дома – величайшее умение, которому нужно учить с раннего детства.

Давайте, продолжим просмотр журнала, и следующая страница называется «Знатоки природы».

Уважаемые коллеги, сейчас, Вы будете отвечать на вопросы. Я буду обращаться к каждому из Вас, но отвечать должен сосед слева.

1. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)

2. Какая ягода заменяет лимон? (клюква)

3. Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ «Лисичкин хлеб»? (М. Пришвин)

4. Из какого дерева делали пианино? (ель)

5. О каком писателе можно сказать: «В нем сочетаются 2умения, 2 таланта – рассказчика и рисовальщика?» (Е. Чарушин)

6. Назовите 3 объекта неживой природы, за которыми проводится наблюдение? (облака, ветер, солнце)

7. Кто из композиторов делал нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание симфонического оркестра? (Римский-Корсаков, опера «Снегурочка»)

8. Какое растение носит название месяца? (декабрист)

9. По каким признакам из жизни насекомых можно определить «скоро будет дождь»? (муравьи закупоривают выходы из муравейника)

10. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)

11. Какое животное является обладателем самого громкого голоса? (крокодил)

12. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (хамелеон)

Вывод: Чтобы знать окружающий мир, его нужно полюбить, чтобы проявить к нему интерес – самому следует интересоваться этим миром. Увлеченность педагога может оказать глубокое воздействие на детей в любой сфере воспитания, в том числе и экологической.

Третья страница нашего журнала – детская рубрика, которая называется «Загадалки-отгадалки».

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребенок стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Это порождает у ребенка и множество вопросов. Мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Задача педагога – помочь удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира.

-Что интересно детям? Дайте ответы на их вопросы. (видео)

(педагоги отвечают)

- А хотите узнать, как дети отвечают на эти и другие вопросы? (видео)

Вывод: Будьте готовы всегда отвечать не только на традиционные детские вопросы, но и на самые необычные. А для того, чтобы дать детям искорку знаний, педагогу самому надо впитать целое море света.

Следующая страница называется «В гостях у сказки».

Огромная роль в экологическом воспитании дошкольников отводится к экологическим сказкам, которые в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Я приглашаю к участию и наших гостей – редакционных экспертов.

В течение 5 минут придумайте сказку экологического содержания. Темы сказок в конвертах, выбор за Вами. (5 конвертов с темами, представители от каждой команды выбирают по одному конверту).

А вдохновит Вас на творчество – музыка.

Вывод: Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, их призыв не вторгаться к ним со своим злом. Они легки в чтении, емки по содержанию, нужно лишь немного фантазии и любви к природе.

Перелистнем еще одну страницу нашего журнала.

Интересные картинки предлагаются Вашему вниманию.

Дайте рекомендации по использованию этих предметов в работе с детьми в соответствии с требованиями Государственного Стандарта дошкольного образования.

Материал: 1 команда (глобус, вода, земля)

2 команда (огонь-макет, растение, животное)

Вывод: Систематическое ознакомление детей с явлениями и объектами природы, их взаимосвязями и красотой дают детям возможность понять, почувствовать и полюбить природу.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Мы привыкли смотреть на планету, как на наш общий дом, но сейчас давайте взглянем на нее как на глобальный живой организм, себя же при этом увидим в качестве составных частей большого тела (на стенде перевернутые картинки с изображением объектов живой и неживой природы, команды выбирают себе по 3 картинки.)

- Вообразите себя этим объектом, погрузитесь в его мир. Подумайте от имени своего персонажа о том, какие экологические проблемы Вас коснулись, какой ущерб они принесли Вашему существованию.

Картинки: тигр, пчела, туча, река, береза, рыба.

(пока воспитатели готовятся, мультфильм «Совсем не про это»)

Вывод:

Мы должны формировать у детей знания о том, что каждый человек, ставший на путь охраны природы, должен владеть хотя бы минимумом знаний по экологии, но все же главное его оружие – это любовь ко всему цветущему, жужжащему, летящему, прыгающему. Учить любить и беречь все это, ведь главное в жизни каждого из нас – сохранение и умножение органического царства красавицы Земли.

Страница из журнала «Раз словечко, два – словечко» предлагает нам игры.

Через игру ребенок познает мир, а значит, развивается, но во время игры ребенок и отдыхает, ведет себя свободно и непринужденно. Давайте и мы сейчас поиграем.

У каждого из Вас есть набор карточек с буквами. Составьте из этих букв слова, имеющие отношение к экологии.

Вывод: Учиться играя! Через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Драгоценное умение педагога стать как бы на один уровень с ребенком – с лихвой вознаграждается – блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к Учителю.

Немаловажная роль в журнале отводится родителям, т. к. работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека экологически грамотного.

Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Вашему вниманию предлагаются проблемные ситуации экологической тематики (зачитываются ситуации, команды по очереди их объясняют).

Ситуация № 1

На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья», Мужчина, идущий мимо, слышит этот диалог, останавливает этого мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать крылья бабочке?» Тот немного помолчав, и отвечает: «Просто так». Чем можно объяснить такую жестокость детей. Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

Ситуация № 2

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами черной смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мама была занята собственными мыслями. «Почему ты меня не слушаешь?» - спросила Ира и вырвала руку. «Это что за капризы?» - вспыхнула мать и, сломав молодую ветку черной смородины, хлестнула ею девочку. Потом зло сказала: «Кому нужны твои хлопоты, это просто детская игра. Без тебя хватает охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Ситуация №3

Мама, папа и сын Андрюшка пошли на речку. День был чудесный. Ярко светило солнце, весело пели птицы. Так хорошо и приятно было отдыхать. Вскоре пообедали и снова продолжали купаться, нежиться на солнышке. Так быстро прошло время. Настало время возвращаться домой. Мама стала убирать остатки еды, бумагу и другой мусор. Отец сказал: «Да оставь все как есть. Посмотри: вон мальчики сидели и сколько всего оставили». Андрей молча, наблюдал за беседой родителей.

Какой урок дали взрослые ребенку?

Ситуация №4

Воспитатель попросила детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Владик сидел и молчал. На вопрос воспитателя, как он помогал дома маме, мальчик ответил: - Я хотел маме помочь полить цветы на балконе, а папа сказал: «Не мужская эта робота, в женские дела не вмешивайся».

Спрогнозируйте на перспективу поведение ребенка.

Есть место в журнале и природному календарю. Рубрика «Под небом голубым» знакомит нас с многолетними наблюдениями. Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражения в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой.

Ниже в журнале прилагается небольшой конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Дается начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы должны закончить строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем - (пахнут сильнее).

Может быть, кто-нибудь из Вас напомнит другие приметы? Давайте дополним эту страницу Вашими знаниями и наблюдениями (воспитатели дополняют).

С давних времен, к поверьям люди также относились с уважением, и поныне стараются не нарушать их. Например,

- Свитые ласточками гнезда в доме предвещают счастье хозяевам. Разрушать их – грех.

- Яиц ласточки трогать нельзя, потому что будут на лице веснушки.

- Если убить кошку, будет несчастье в доме.

- Не убивай пауков, они паутиной закрыли маленького Иисуса, когда царь Ирод его искал.

- Если аист совьет гнездо на крыше – в доме будет счастье.

- Если кот на пороге умывается или петух кукарекает – будут гости.

- Хозяйство, в котором есть гнездо аиста, является счастливым и защищенным от пожара.

- Если в новый дом пускать животных ночевать, то будет счастье прибывать

Вывод: Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений. Делитесь своими наблюдениями с детьми, ведь наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Предисловием к следующей странице будет мудрый совет:

Мы можем много чему научиться у природы. Именно в природе мы наблюдаем постоянные циклические изменения. Все растения и животные проходят через цикл изменений, согласно временам года: дерево сбрасывает листья осенью, чтобы весной возродиться, окрепнуть, наполнится живительной силой. То же самое и в жизни: мы можем расти и становится мудрее лишь тогда, когда осознаем и примем то, что много чего исчезает или изменяется, создавая тем самым предпосылки для возникновения чего- то нового (психологический этюд «Свеча»)

- Понравился ли Вам 1-ый выпуск журнала?

- Напишите свои отзывы и пожелания в редакцию (отзывы зачитываются и прикрепляются к цветку).

Стихотворение «Хорошо»

Хорошо, когда на свете есть зеленые березы,

Хорошо, что солнце светит, громыхают где-то грозы.

Хорошо, когда фиалки тихо, скромно распустились.

Хорошо, что ветки палки молодой листвой покрылись.

А когда закат пылает – то малиновый, то красный,

или озеро вздыхает – это так друзья прекрасно…

Ведь, в обыденном, конечно, красота всегда найдется,

И она тихонько, нежно в сердце счастьем отзовется.

Я благодарю всех участников за активное сотрудничество. И хочу пожелать Вам загораться в работе, но не сгорать, дарить тепло и получать его взамен, делиться своим опытом и передавать его детям. Новых Вам впечатлений и вдохновения.

Литература:

1. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас». Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.

2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Программа и руководство по экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Москва, 1997г.

3. Вакуленко В. А. Воспитание любви к природе. Волгоград: Издательство «Учитель», 2008г.

4. Левченко Т. Г. Родная природа. Харьков: «Основа»,2010г.

5. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. М: «Просвещение», 2010г.

6. Дошкільне виховання, 2005г., №5

7. Ребенок в детском саду, 2009 г, №3.

Публикации по теме:

Многофункциональная ширма в экологическом воспитании дошкольников Использование дидактического пособия «Многофункциональная ширма» в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое образование – непрерывный.

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В данной статье представлен опыт работы педагога по экологическому воспитанию.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль воспитателя и родителей в экологическом воспитании дошкольников» Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании ребенка» В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе». Бэкон.

Консультация «Роль подвижной игры в экологическом воспитании дошкольников» Природа – единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания. И. В. Гёте Главной целью экологического воспитания является.

Мастер-класс «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников» Цель: Продолжать работу по формированию экологической культуры, включающей в себя знания о природе, взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.

Родительское собрание в подготовительной группе «Роль семьи в экологическом воспитании детей».Родительское собрание в подготовительной группе «Роль семьи в экологическом воспитании детей». Родительское собрание в подготовительной группе. Тема:, Роль семьи в экологическом воспитании детей”. Цель: - повышение уровня экологической.

Роль семьи в экологическом воспитании ребенка Роль семьи в экологическом воспитании ребенка Возмищева Татьяна Сергеевна Воспитатель I кв. к. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с.

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников (СЛАЙДЫ 1,2,3,4) "Здоровье дороже богатства". О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум по экологии «Экологическая компетентность педагога и его роль в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 11:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум по экологии «Экологическая компетентность педагога и его роль в экологическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем швечикова людмила (УИ 643237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД