Ольга Заболотнова
Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, так называемые «гражданские браки», широкое распространение внебрачных отношений и внебрачных рождений.
Публикация «Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
В современных условиях в связи с последствиями упадка института семьи в России, исследование семьи приобретает особую актуальность, становясь одной из острейших проблем, имеющей важные последствия для будущего России.
Я, как руководитель детского сада очень часто контактирую со своими воспитанниками, наблюдаю за ними на занятиях, в свободной деятельности, взаимодействую с их родителями. Вижу, что даже в одной возрастной группе дети очень разные. Конечно они ещё не испытывали влияния социальной среды в широком смысле этого слова, но все же они пришли из семьи. Мы, как педагоги, часто проводим наблюдения за тем, какие это разные семьи, непосредственно и сами воспитатели работают с семьями воспитанников и видят, как каждая семья несет в себе свой потенциал нравственности. Одни – угрозой воспитывают своих детей, другие – подавлением воли ребёнка, третьи – спокойным приучением к правилам жизни. С одной семьей легко идти на контакт в вопросах воспитания ребенка, а другие просто стараются уходить от таких вопросов, т. к. считают, что на сегодняшний день много доступной информации в интернете, на телевидении. Соответственно это отражается и на их детях: одни очень агрессивны и не усидчивы, другие миролюбивы и послушны. Тенденция такова, что дети с каждым годом приходят в наше учреждение уже с патологией: с задержкой психологического развития, задержкой речевого развития. И здесь уже не обойтись без комплекса специалистов и взаимодействия с семьей. Хочется здесь привести опыт мудрого польского педагога и писателя Януша Корчака «Как любить ребёнка», который оставил для нас очень важные правила воспитания и построения отношений с детьми. Я уверенна, что правила и заповеди, которые Януш Корчак оставил для нас - ключ к гармонии и успеху в воспитании детей. Зная и применяя эти привила - думаю, мы сможем стать лучшими родителями и друзьями нашим детям:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой [55, с. 255].
Так же я определила, что роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Семья для детей является социальной средой обитания, и в то же время воспитательной средой. Все выдающиеся педагоги в области клинической психологии, психологического консультирования, психологии здоровья и реабилитации, все более осознают важность духовно-нравственных религиозных ценностей, определяющих смысл и образ жизни человека. Я убеждена, что воспитание духовно-нравственных качеств в семье имеет исключительное значение в развитии личности и формировании всех ее начал и физических качеств и свойств.
В далекий советский период господствовала точка зрения на религию как на исторически преходящий феномен, обреченный на постепенное исчезновение. В настоящее время социологи фиксируют рост уровня религиозности населения страны, а также рост самосознания значительной части населения. Тем самым можно наблюдать духовный интерес среди населения, посещение храмов в воскресные дни целыми семьями, открытие храмов и приходов в шаговой доступности от жилых домов, восстановление разрушенных церквей и монастырей, посещение воскресных школ детьми и взрослыми, работа православных каналов на телевидении и сайты в интернете и т. д.
На сегодняшний день в общественном сознании получило распространенное мнение о том, что церковь является одним из основных источников нравственности и подлинной духовности. На православную церковь смотрят как на своеобразный социальный институт с тысячелетней историей, пользующийся наибольшим доверием населения.
Взять тему этой диссертации я решила по причине того, что в последние годы в научной литературе значительно возрос интерес к проблеме духовно-нравственных ценностей. Сейчас эта проблема исследуется в философии, психологии, социологии, педагогике и других научных дисциплинах, что связано со значительными социально-экономическими изменениями в жизни современного общества и потребностью в их ценностном осознании. В то же время большинство исследований по воспитанию детей в семье ведется вне учета духовно-нравственных религиозных ценностей родителей.
Это определило тему моего диссертационного исследования, актуальность которой вызвана необходимостью учета духовно-нравственных ценностей родителей в системе детско-родительских отношений.
Цель исследования - выявить пути воспитания духовно-нравственных представлений ребенка в семье.
В соответствии с целью исследования мною были определены следующие задачи исследования:
На основе результатов обследования выявить особенности духовно-нравственных ценностей семьи; изучить особенности семейного воспитания, родительско-детских и детско-родительских отношений в семьях; дать рекомендации педагогам по совершенствованию работы с семьями с различным уровнем духовно-нравственных ценностей.
Объект исследования: воспитание дошкольников в семье.
Предмет исследования: семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей (с детьми в возрасте 5-7 лет.)
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования; анкетирование родителей, педагогическое наблюдение.
Научная новизна исследования: в работе обосновано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие в решении задач нравственного воспитания дошкольников.
Разрабатывая проблему организации работы с семьями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, нами было проведено анкетирование родителей детей старше 4-х лет ГБДОУ детский сад №106 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга к Педагогическому совету.
Сроки проведения: 4-5 апреля 2016 года
Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:
Что Вы понимаете под термином «духовно-нравственное воспитание»?
Возможно ли духовно-нравственное воспитание в детском саду?
Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста?
Как Вы считаете, кто несёт ответственность за духовно-нравственное воспитание детей – педагоги или родители?
Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами, религиозными обычаями и др?
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
На вопросы были предложены несколько вариантов ответа.
По результатам обработки анкет, нами были получены следующие данные (см. Приложение)
Проанализировав анкеты было выявлено, что для основной массы опрошенных – 78% термин «духовно-нравственное воспитание» - это Любовь к Родине, уважение и почитание ее традиций;
Для 36 % опрошенных - это знание истории своей страны;
Для 56 % - это готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;
Для 56% это - любовь к семье, обществу, своей стране.
На вопрос «Возможно ли духовно-нравственное воспитание в детском саду?» 89% респондентов ответили «Да».
51% опрошенных считают, что основную ответственность за духовно-нравственное воспитание детей несут родители, 45% - педагоги и родители, и лишь 4% опрошенных считают, что ответственность за дух-нравственное воспитание детей несут педагоги.
84% опрошенных считают, что тема ознакомления с родословной семьи актуальна в современном обществе.
На вопрос «Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами, религиозными обычаями и др?» 71% из числа опрошенных родителей ответили «да», 7% - выборочно, и 22 % респондента считают, что их дети недостаточно взрослые для данных тем.
В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы:
Организация в дошкольном учреждении специальной работы по духовно-нравственному воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа - актуальна. А также духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера, которые хранятся, прежде всего, в семье. И большая ответственность за воспитание духовно-нравственных ценностей ложится на семью.
Базой исследования стал детский сад № 106 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава первая. Теоретические основы воспитания ребенка в семье
1.1. Воспитательная функция - важнейшая функция семьи
Во всех работах, посвящённых семье, говорится, что воспитательная функция – главная функция семьи, что семья проявляет огромное воздействие и на младшее, и на старшее поколение.
Отношения между отцом и матерью, их взаимодействие со своими детьми и родителями, внутрисемейный климат – все эти факторы влияют на развитие личности и индивидуальности, на уровень воспитания ребёнка. «Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора» - говорит в своих работах А. С. Макаренко [64, стр. 105] Дети выносят образ домашних взаимоотношений в общение с другими детьми, сначала в детских учреждениях, во дворах, а став уже взрослыми людьми, в собственные семьи.
В исследованиях А. Я. Варги, В. И. Гарбузова, В. И. Дружинина, А. И. Захарова, М, Земска. Г. Крайга. СВ. Ковалева. В. Сатир. А. С. Спиваковой., Э. Г, Эйдемиллера и других накоплен обширный материал по проблеме воспитания в семье и значения детско-родительских отношений в нравственном развитии детей.
Изучая «Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях», обращаешь внимание на то, что автор книги, протоиерей Глеб Каледа, профессор, доктор геолого- минералогических наук, то как раз он считает залогом христианского воспитания детей в семье – напряженную духовную внутреннюю жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они соучаствуют в меру своего возраста в соответствии с особенностями характера. "Дух веры и благочестия родителей, - писал свт. Феофан Затворник, - должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях" [52, стр. 46]. Также задачей воспитания, считает автор, вложить в сердца начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя прежде всего членами Церкви. Таким образом, и светские учёные, и религиозные деятели считают семью основным институтом нравственного воспитания.
Кузнецова И. А. например, в своем пособии «Особенности внутрисемейных взаимоотношений родителей и детей в семьях православных верующих [56, стр. 79-80] доносит до нас, что кризис, переживаемый сегодня Российским обществом, непосредственно связан с общим глобальным кризисом нравственности и безрелиги0зности подавляющей части современного общества. А кризис общества неразрывно связан и с кризисом семьи, они неотделимы друг от друга. Распад семьи, как основной ячейки общества, одного из основных социальных институтов общества создает нестабильность государства, невозможность воспитания подрастающего поколения духовно, нравственно и физически здорового. Нарисованная выше картина не внушает оптимизма. Имеет ли сегодняшнее общество ту основу, на которой оно могло бы выстроить путь в будущее? Только семья, по учению Православной церкви, есть первоначальная школа добродетельной и благочестивой жизни.
Из изучаемой мною литературы, становится понятно, что семья играет важную роль в нравственном развитии ребенка. Конечно каждая семья устанавливает рекомендации, принципы и нормы в отношении того, что правильно и что неправильно. Это большая ответственность родителей - передать нормы нравственных отношений своим детям. Изучая такое замечательное пособие как «Уроки добротолюбия» священника Алексия Мороз, Т. А. Берсенева, обратила внимание на мысль «Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять». «Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг ко другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, своих детей и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и радостней будет наше общество» [16, стр. 57-58].
Воспитание – весьма сложный процесс, в котором влияние родителей и детей друг на друга взаимно. Сформировать настоящую личность – нелегкая задача, которая требует затраты времени и сил, определенных познаний, способностей и навыков, также нужна значительная требовательность родителей к самим себе. Основное, что семья может дать своим детям – это любовь. Одновременно в семье дети приобретают социальный опыт, у них формируются навыки и круг интересов, свойственные непосредственно этому ребенку.
Семья должна организовать рациональную жизнь детей, так чтобы, оказывать содействие им в прививании освоении ими правильного поведения, передачи опыта старших поколений, их трудов, навыков нравственного поведения, нравственных взаимоотношений и привычек.
Немаловажная задача возложена на семью в формировании духовно-нравственных ценностей. В ежедневном взаимодействии родителей и детей формируются необходимые условия для передачи духовных ценностей. Постоянно общаясь, наблюдая за своим ребенком, отец с матерью имеют возможность уже в раннем детстве выявить его индивидуальные особенности, понять, к чему ребенок имеет большие способности, содействовать в поиске своего предназначения. Непосредственно родители могут стать основой для развития нравственно-духовных взглядов, оценок и суждений, на основании которых и воспитываются благополучные взаимоотношения и нравственные качества, такие как: верность, любовь, преданность, дружба, забота, почтение к старшим, желание расти и развиваться как самому, так и стремиться делать мир лучше.