Эльвира Ахметьянова
Семинар-практикум на тему «Рисование дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование дерева
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по обучению детей дошкольного возраста изображать деревья.
современные способы художественно-эстетического развития с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обогащать опыт педагогов в художественно-эстетическом направлении.
2. Научить педагогов использовать разные методы и приемы в работе с детьми по изображению дерева
3. Развивать фантазию и творческое воображение.
Публикация «Семинар-практикум на тему „Рисование дерева“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Рисование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
Здравствуйте уважаемые коллеги, у меня большой педагогический опыт, но каждый раз у меня возникает вопрос:
– «Как же проще научить ребенка изображать тот или иной предмет?».
Уважаемые коллеги сейчас хочу обратиться к вам с вопросом, в вашей практике при работе с детьми, какой предмет изобразить вам труднее всего. (вопросами подвожу на ответ - «Дерево»)
И в самом деле, дерево очень трудно изображаемый предмет для детей, но в то же самое время, он самый часто встречающийся и востребованный в детском творчестве. На протяжении всего дошкольного возраста мы наблюдаем проблему в этом вопросе. В детских работах мы часто встречам: деревья-горы, деревья-баобабы, деревья-расчески.
И сегодня я хочу вам показать как я учу своих воспитанников изображать деревья разными способами.
Прежде чем приступить к поэтапному рисованию деревьев мы с детьми, внимательно рассматриваем их, находим общие черты. Что же характерно для любого (или почти любого) дерева? Конечно, это мощный и прямой ствол. Внизу ствол толстый, но чем ближе к верхушке, тем он становиться тоньше. От ствола отходят во все стороны ветки. Обычно главные ветви направлены вверх. У основания ветки длинные, ближе к вершине – короткие. От крупных скелетных ветвей отходят в разные стороны более мелкие веточки, от них еще более мелкие и т. д. Именно эти мелкие веточки формируют крону деревьев. Обращаю внимание детей, что деревья отличаются цветом ствола и формой кроны.
В младшей группе учу детей рисовать деревья на линии земли. Ствол прямой, рисуем сверху вниз одной линией. При рисовании дерева обращаю внимание детей на симметричное расположение ветвей. Ветви рисуем наклонно к стволу, сверху вниз, одинаковой толщины (если это ель, ветви лиственного дерева учу рисовать от ствола вверх (объясняю - ветки тянутся к солнцу). Дерево изображается без листьев. Крону дерева можно рисовать округлой, овальной, треугольной формой и закрасить.
В средней группе даю 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток. Так же дерево рисуем на линии земли: широкой кистью и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева-направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу широкой кистью вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Основные ветки учу рисовать тонкой кистью плашмя от ствола вверх по 2-3 с каждой стороны, дополнительные ветви кончиком тонкой кисти от основной ветки вверх, они тонкие и короткие по 1-2 на каждой ветке.
Листву учу рисовать двумя способами : 1- способ примакивания: кисть насыщается полностью красой. Мазки плотные, могут перекрывать друг друга. Каждый мазок накладывается прямо на ветку. 2- способ набивки: выполняется движением вертикально сверху вниз полусухой кистью (краской насыщается только кончик кисти).
Так же в этом возрасте начинаю учить рисовать дерево в разное время года : зимой покрытое снегом (белые или голубые пятна на ветках) весной, летом, осенью – с листьями (цвет и количество листьев соответствует сезону).
В старшей группе учу передавать характерные и индивидуальные признаки растений, а именно: высокое и низкое; старое и молодое; дерево в движении; различные породы деревьев, плоды или цветы на деревьях. Особенно обращаю внимание на выразительность цвета растения, а именно: -растения в разное время года и суток; растения на свету и в тени
Напомню, что рисование разновидностей деревьев в старшей группе можно давать лишь в том случае, когда у детей высокие технические навыки.
В случае затруднений в старшей группе лучше оставить рисование дерева по
методике средней группы и дать рисование берёзы, остальному учить в
подготовительной группе.
В подготовительной группе продолжаю учить рисовать разные виды деревьев, передавая индивидуальные признаки (здоровое, больное, искривлённое дерево, учу рисовать экзотические, сказочные, фантастические деревья.
Так же в подготовительной группе обращаю внимание детей на различные виды кроны деревьев :
овальная (каштан, яблоня,
яйцевидная (липа,
шаровидная (боярышник, некоторые виды туи,
раскидистая (дуб, вяз,
вытянутая (можжевельник,
пирамидальная (ель, туя, тополь,
плакучая (береза, ива плакучая)
Учу рисовать листву разными способами - примакиванием, зигзагообразными линиями, наложением краски разных оттенков, штрихами.
В этом возрасте я в своей работе часто использую нетрадиционную технику рисования, которая открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в кустарник, а серая клякса может стать деревом, морковка с картошкой можно нарисовать необычные листья.
Основные виды нетрадиционных техник рисования :
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
рисование солью;
кляксография;
пластилинография;
граттаж;
фроттаж.
Каждая из этих техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас нарисовать дерево в движении, а крону мы будем рисовать в нетрадиционной технике.
Необходимо взять толстую кисть и нарисовать ствол, сверху вниз, сначало кончиком кисточки, потом всей кистью. Так как дует ветер, ствол наклонен. Далее берем средней толщины кисточку, ею мы будем рисовать ветки. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисуем их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. Из за ветра они тоже наклонены. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисуем их кончиком самой тонкой кисточки с одной и с другой стороны ветки.
Листья будем рисовать штампиками из картофеля. Листья так же как ствол и ветки направлены в сторону, некоторые листья оторвались и летят по направлению ветра
Если вы хотите, чтобы каждый ребенок сполна проявил свою индивидуальность на занятиях по изобразительному искусству, создавайте атмосферу радости, удовольствия, доброжелательности и уважения к труду, фантазии, творчеству каждого ребенка.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги, вы сегодня познакомились опытом моей работы по обучению детей разного возраста изображать деревья. Мне хочется пожелать, что бы в своей работе вы использовали все всевозможные материалы, даже самые необычные, тогда вы сохраните в каждом ребенке художника и интерес ваших детей к творчеству будет расти.
Если вас заинтересовал мой опыт работы и вы примените его в своей работе то положите в корзину зеленый листик, если не заинтересовал - желтый листик. Спасибо за внимание!