МААМ-картинки

Семинар-практикум «Первые дни ребенка в детском саду»

Ольга Ханеева
Семинар-практикум «Первые дни ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Ханеева Ольга Юрьевна,

Шонтыбаева Айжан Нурмухамбетовна.

Психология детского сада "Карлыгаш"

Медицинского Центра Управления Делами Президента

Республика Казахстан

Цель: информирование педагогов об особенностях поведения детей в период их адаптации к новым условиям, повышение эффективности педагогического процесса

Задачи:

•повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;

•помочь воспитателям обеспечить детям возможность максимально безболезненно адаптироваться в новых для них условиях

Целевая группа: воспитатели и педагоги ДУ

Время: 1 - 1.10 час

Публикация «Семинар-практикум „Первые дни ребенка в детском саду“» размещена в разделах

Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры, листы А 4, песочные часы, музыкальное сопровождение, раздаточный материал (информационные листы, педагогические ситуации, бланк анкеты «Обратная связь»)

В программе семинара:

1. Упражнение «Приветствие»

2. Мозговой штурм «Что такое адаптация?»

3. Игра «Молекулы»

4. Работа в подгруппах. «Причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению»

5. Мини-лекция «Адаптация детей к условиям детского сада»

6. Работа в подгруппах. Упражнение «Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к детском саду».

7. Подведение итогов.

1. Упражнение "Приветствие"

Ведущий предлагает участникам образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". После по команде ведущего, каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами.

2. Мозговой штурм «Что такое адаптация?»

Участники предлагают свои варианты ответов на вопрос, затем ведущий резюмирует всю информацию.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Различают следующие уровни адаптации:

Физиологический уровень – приспособление к условиям для наиболее оптимального существования организма.

Биологический уровень – приспособление к существованию в определенных климатогеографических условиях.

Психологический уровень – приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

Социальный уровень – процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а так же результат этого процесса.

3. Игра «Молекулы»

Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что все мы — атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм. Сейчас заиграет музыка, и мы все начнем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом несколько молекул — в клетку, клетки — в организм”.

Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит “2 атома”, потом “2 молекулы”, “2 клетки”, “2 организма”. Участники разделены на две группыю.

4. Работа в подгруппах

Ведущий предлагает назвать и записать причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Резюме:

• Особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);

• Состояние здоровья. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью;

• Отсутствие навыков самостоятельности;

• Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада ;

• Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому;

Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;

• Ребенок не умеет общаться с другими детьми;

• Ребенок настороженно относится к чужим взрослым;

• Не умеет занять себя на некоторое время игрой.

5. Мини-лекция «Адаптация детей к условиям детского сада»

В каком бы возрасте ребенок не пришел в детский сад, для него это сильный стресс. Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Необходимо помнить, что к 2-3 годам у ребенка нет опыта общения с ровесниками. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет его потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Ровесники не могут этого еще дать, так как сами в этом нуждаются. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к дошкольному заведению, так как сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает большой протест ребенка, особенно если он эмоционально чувствителен.

Таким образом, чем теснее эмоциональная связь с матерью, тем сложнее будет происходит адаптация. Поэтому на время адаптации ребенка важно организовать сотрудничество мамы и воспитателя.

Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей в зависимости от характера приспособления к новым условиям жизни:

Первая группа – те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные.

Вторая группа – дети, которые адаптируются медленнее и сложнее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды заинтересовности игрою меняются периодами каприз, равнодушия. Им не хватает доверия в отношении к воспитателю, другим детям. Способности игры и общения у таких детей развиты недостаточно. Эти дети часто бывают малоинициативными, менее самостоятельными.

Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новой среде. Как правило, они несамостоятельные, неконтактные, быстро утомляемые. Игровые способности не сформированы. Сон и аппетит у таких детей часто бывает плохой или совсем отсутствует. Им свойственна высокая заболеваемость, которая еще больше замедляет приспособление к новому окружению.

Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, имеет несколько основных этапов (фаз):

1.«Шторм» (острая фаза, или период дезадаптации) - в ответ на комплекс нового влияния все системы организма ребенка отвечают бурною реакциею и напряжением. Повышается возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохой сон, аппетит, настроение. Физиологическая и психологическая «буря» длится от 2-3 дней до 1-2 месяцев (у некоторых детей).

2.«Шторм затихает» (подострая фаза или адаптация) - период нестабильного приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние влияния. Ребенок продолжает присматриваться к новому окружению, делает попытки влиться в общую деятельность, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период длительный – от 1 недели до 2-3 месяцев.

3.«Штиль» (фаза компенсации или адаптированности) - период относительно стабильного приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реакции на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, контактирует со сверстниками, принимает участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизуется сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полгода.

Критерии адаптации

Выделяют три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Главные показатели - это сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявления невротических реакций.

Легкая степень адаптации

В условиях легкой адаптации на протяжении месяца у ребенка нормализуется поведение по всем показателям. Ребенок начинает спокойно и с радостью относится к сверстникам. Настроение бодрое, проявляет заинтересованность к окружающим, по утрам отмечается незначительный плач. Аппетит ухудшается, но не очень и на конец первой недели достигает обычного уровня, сон нормализуется на протяжении 10-15 дней.

Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок поддается ритуалу прощания, быстро отвлекается, его интересуют и другие взрослые, он достаточно активный, но не возбужденный. Отношение к детям может быть как индифферентным (равнодушие, безразличие, так и заинтересованное. Интерес к окружающему обновляется на протяжении 2-3 недель при участии взрослого.

Речь притормаживается, но ребенок откликается и исполняет некоторые просьбы или указания взрослого. К концу первого месяца обновляется активная речь.

Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений

Средняя степень адаптации

Во время адаптации средней степени нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительные. Сон нормализуется только через 20-40 дней, качество сна тоже отрицательное. Аппетит обновляется в такие же сроки. Настроение неустойчивое на протяжении всего месяца, очень уменьшается активность: ребенок становится плаксивым, малоподвижным, не старается исследовать новое окружение, не использует приобретенных ранее навыков. Речь или не используется, либо речевая активность уменьшается. В игре ребенок не использует приобретенных навыков, игра ситуативная. Все эти изменения длятся на протяжении 5-6 недель.

Отношение ребенка к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик во время расставания). Отношение ко взрослым избирательное. Отношение к детям, как правило, равнодушное, но может быть и заинтересованным.

Заболеваемость – до двух раз, длительностью не более 12дней, без осложнений. Вес не изменяется или немного уменьшается. Появляются признаки невротических реакций: избирательное отношение к взрослым и детям, общение только при некоторых обстоятельствах.

Тяжелая степень адаптации

Особенную тревожность вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительное время тяжело болеть, одно заболевание тут же сменяется другим, защитные реакции организма подорванны и уже не выполняют своих функций – не предотвращают инфекционные заболевания, с которыми приходится сталкиваться малышу. Это неблаготворно отображается на его физическом и психическом развитии.

Другая форма протекания тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько выражено, что граничит с невротическим состоянием. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит ухудшается сильно и надолго, может появиться стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить, могут возникнуть функциональные нарушения опорожнения, не контролируемое опорожнение.

Во то время, когда ребенок не спит, то он угнетается, не интересуется окружающим, отношение к детям отчужденное, ровесников сторонится или проявляет агрессию. Отношения к близким эмоционально-возбудимое. Не реагирует на приглашения участвовать в какой-либо деятельности. Речью не пользуется или прослеживается задержка речевого развития на длительный период. Настроение отсутствует, ребенок длительное время плачет, напряженно сжимает в кулаке носовой платок или домашнюю игрушку.

Ребенок, который бурно выражает свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляется за маму, падает со слезами на пол, неудобен и тревожен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше волнения, чем ребенок, который замирает, становится равнодушным, к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанам, даже холоду. Такая апатия становится типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: прослеживается потеря веса, нет защиты от инфекций, могут появится признаки нейродермита. Улучшение состояния происходит очень медленно, на протяжении нескольких месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца.

Сверхтяжелая адаптация

Около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно он «несадовский» ребенок.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами. В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

С интересными фактами адаптации можно ознакомиться, прочитав информационный лист «Интересные факты об адаптации». (Приложение 1).

6. Упражнение «Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к детском саду».

Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?

- Как вы думаете, чего не должны делать родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад? (педагогам предлагается решить педагогические ситуации).

1. Папа Арлана (2.5 г.) спрашивает, как отучить ребенка от бутылочки во время засыпания и от соски, ведь это не поощряется в дошкольном учреждении. Какие советы можно дать папе

2. Мама Айжан (3г.) рассказывает, что девочка очень трудно привыкает к режиму дня детского сада. Утром не хочет вставать, вечером ее не уложить, и вообще до поступления в сад дома не соблюдался никакой режим. Что можно посоветовать маме?

3. Маленькая Сауле пошла в детский сад в 2.6 года. Первые три дня у девочки не было никаких проблем: расставалась спокойно с мамой, в группе играла, рассматривала книжки. Мама, наблюдая положительную адаптацию дочери, планирует выход на работу. Однако Сауле как подменили: крик, плач при прощании, неуемные истерики в группе. Что произошло с девочкой? Что посоветуйте маме?

4. Родители Айгерим (3 г., довольные работой детского сада (внимательная, заботливая воспитательница, доброжелательная няня, присутствие специалиста в группе и т. д., не так много уделяют внимания девочке как раньше. Айгерим капризничает, не хочет ходить в садик, болезненно реагирует на приход других взрослых. Что можно посоветовать родителям Айгерим?

5. Мама Султана (2.4 г.) устала от постоянных капризов сына, нежелания остаться в детском саду – обвиняет и наказывает сына за слезы. Какой выход из ситуации, ваши пожелания маме.

6. Мама Саната (3г.) часто отпрашивается с работы, чтобы посидеть с ребенком дома. Санат, со слов мамы, трудно адаптируется к саду, переживает, плачет. Правильно ли поступает мама?

7. Мамы Махаббат (2.7 г.) и Назерке (2.3 г.) очень переживают, как дочери переносят разлуку с мамой: подолгу расстаются, стоят у двери, прислушиваются к звукам в группе. В свою очередь - девочки тревожные, неспокойные, адаптироваться к новым условиям им очень трудно. Правильно ли поступают родители? Какие советы можно дать мамам?

Подсказки для педагогов (Приложение 2)

7. Подведение итогов.

Участники заполняют анкету обратной связи. (Приложение 3).

Итернет ресурсы https://summercamp.ru/Игры_на_деление_группы

azps.ru/training/4.html коммуникативные игры

https://blog.dohcolonoc.ru/adaptatsiya-detej-k-usloviyam-detskogo-sada.html

Литература

Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. Практическое пособие. М. :Айрис пресс, 2005.

Макшанцева Л. В. Программа психодиагностики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду. //Психолог в детском саду 2004,№1

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Адаптация. Первые дни в детском саду»Фотоотчет «Адаптация. Первые дни в детском саду» Прошли выпускные и нам воспитателям предстоит все начинать сначала. Новая группа, новые малыши, новые родители. Все начинаем заново. Нам воспитателям.

Первые дни ребенка в детском саду Для ребенка важна первая прогулка. Прежде чем вести, ребенка на прогулку, проверьте, правильно ли он одет. Костюм должен соответствовать.

Консультация «Первые дни в детском саду очень важны» Первые дни в детском саду очень важны. Именно от них зависит, какое отношение к садику сложится у ребенка. А это влияет на то, как часто.

Районный семинар-практикум «Роль фольклора в формировании личности ребенка»Районный семинар-практикум «Роль фольклора в формировании личности ребенка» 5 декабря 2017г. в МДОУ № 6 состоялся семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему "Роль фольклора в формировании личности ребенка".

Родительское собрание в детском саду. Семинар-практикум «Играем пальчиками» (средняя группа) Родительское собрание в детском саду Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа) Цель: построение эмоционально.

Семинар-практикум для родителей «Хочу понять своего ребенка» Семинар-практикум для родителей «Хочу понять своего ребенка» Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию.

Семинар практикум для педагогов «Защита прав ребенка-дошкольника» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Общеразвивающего вида № 33 «Гном» Семинар-практикум для педагогов.

Семинар-практикум для родителей «Что значит любить ребенка?» Семинар-практикум для родителей: «Что значит любить ребенка?»Цель: • повышение психологической компетенции родителей; • привлечь внимание.

Семинар-практикум для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду» Семинар – практикум для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду» Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей.

Семинар-практикум для воспитателей «Столовый этикет в детском саду» Манерам за столом всегда придавалось большое значение. Нельзя говорить о высоком культурном уровне человека, если он некрасиво, неаккуратно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Первые дни ребенка в детском саду»
Опубликовано: 14 мая 2018 в 09:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Первые дни ребенка в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ханеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД