Галина Хощенко
Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда; потребности ребенка и педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Развивающая предметно-пространственная среда;
потребности ребенка и педагога»
Цель: сформировать систему знаний об организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Задачи:
- повысить компетентность педагогического коллектива в области организации РППС;
- мотивировать педагогов к её изменениям;
Публикация «Семинар-практикум „Развивающая предметно-пространственная среда; потребности ребенка и педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
- познакомить с инновационными подходами создания РППС в пространстве ДОО;
- Скорректировать РППС в группах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Продолжительность: 2 ч.
Количество человек в группе: 10-15.
Предварительная работа : фото групп и пространства ДОО до введения ФГОС ДО и после, презентация по материалам семинара-практикума.
Материалы и оборудование: мольберт и маркер; листы с заданиями; мягкая игрушка; критерии РППС; шаблоны чемоданов; компьютер; проектор; презентация.
№ слайда Содержание
1 Тема семинара-практикума
2 Цель семинара-практикума
3,4 Историческая справка
5-7 Особенности организации РППС для детей:
- младшего дошкольного возраста;
- среднего дошкольного возраста;
- старшего дошкольного возраста
8 Примерные критерии оценивания РППС
9-11 Фотографии предметно-пространственной среды ДОО до введения ФГОС ДО и после
12 «Соглашение» (контракт с самим собой)
13 Методы настроя на новую, тяжелую, порой невыполнимую работу. Иллустрации
14 Притча «О переменах». Иллюстрации
Музыкальное сопровождение: песня «Поворот» (гр. «Машина времени»).
Ход семинара-практикума
1. Организационный момент. Упражнение «Стряхни»
Цель: настроить на работу, дать возможность участникам снять внутреннее напряжение. Участники встают в круг.
Инструкция педагога-психолога : Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной, головой, лапами так, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы делаете примерно то же самое спиной, головой, руками, ногами – сначала по очереди, потом все вместе (30-60 сек.)
2. Упражнение «Ассоциации»
Цели: получить обратную связь, развить навык размышлять, создать основу для работы по теме семинара-практикума.
Инструкция. Педагог-психолог включает запись песни «Поворот» и предлагает участникам назвать ассоциации, которые у них возникают с сочетанием «развивающая предметно-пространственная среда». Ответы записывает на мольберте, затем предлагает оценить ассоциации – положительные они или отрицательные, каких больше (меньше). На основе этого он делает вывод. По завершении упражнения участники отвечают на вопрос «Почему была включена песня «Поворот»? (Надо меняться.)
3. Историческая справка
Информация для презентации:
- Впервые в истории отечественного дошкольного воспитания требования к развивающей среде (такие как организация группового оборудования и жизненного пространства детей) были сформулированы в 1932 году. В том же году введены термины «игровые уголки», «игровые зоны».
1960 г. – открытие НИИ дошкольного воспитания, научно разработано предметно-игровое оборудование для детских садов.
70-е гг. ХХ в. – разработаны принципы предметной среды, педагогическая классификация игрушек и система развивающих игрушек для детей раннего возраста.
80-е гг. ХХ в. – разработана система «КИК» (компьютерно-игровой комплекс).
90-е гг. ХХ в. – появляется понятие «предметно-развивающая среда».
1993 г. – разработана «Концепция построения развивающей среды» под ред. В. А. Петровского (до настоящего времени – теоретическая основа построения развивающей среды в ДОО).
1995 г. – определены принципы построения предметно-развивающей среды (стабильность – динамичность, открытость – закрытость, учет половых и возрастных различий детей и др.).
2003 г. – вышло практическое пособие по моделированию развивающей среды ДОО «Материалы и оборудование для детского сада» (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова).
2009 г. – сформулированы требования к материально-техническому обеспечению, в том числе и к предметно-развивающей среде (ФГТ «Требования к условиям реализации ООП ДО»).
2013 г. – новые требования к организации РППС (ФГОС ДО).
4. Упражнение «Впиши слово»
Цель: вспомнить особенности организации РППС для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Инструкция. Участники делятся на три группы. Задача – вписать на месте пропусков подходящие по смыслу слова и сочетания (в тексте они выделены полужирным). Ответы участники сверяют с 5-7 слайдами презентации.
Материал к упражнению
1) Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста необходимо большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
2) Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3) Старший дошкольный возраст
В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Большое значение имеют материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
5. Упражнение «Стул»
Цели: формировать понимание о просьбе, помощи; совместно найти выход из проблемной ситуации.
Инструкция. Один участник стоит со «стульчиком» (мягкой игрушкой) в руках, руки вытянуты. Задача не приседая, не сгибая колени, поставить «стул» на пол. Бросать нельзя. Вывод: сам не можешь, попроси помощи.
6. (Фильм)
7. Упражнение «Чемодан»
Цели: проанализировать РППС в группе, определить плюсы и минусы, предложить варианты изменения.
Инструкция. Участники получают шаблоны чемоданов (можно сделать из бумаги).
Задачи – 1)собрать чемодан в дальнюю дорогу, сложить в него то, что уже сделано по оснащению, обогащению, пополнению РППС согласно ФГОС ДО (педагоги зачитывают свои записи); 2) на обратной стороне чемодана записать то, что надо еще сделать, собрать (зачитывают свои записи); 3) составить контракт с самим собой (что я должен сделать, чтобы).
8. Упражнение «Соглашение»
Инструкция. На шаблоне чемодана участники составляют контракт – отвечают на вопросы:
- Что хочу изменить в группе?
- Каким образом это можно сделать?
- когда будем это делать?
Контракты озвучиваются.
9. Методы настроя на трудную работу
Цель: мотивировать участников изменить РППС в группах.
Слово педагога-психолога : Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:
1) Любая предварительная работа. Как говорят художники: «Прежде чем делать эскиз, наточи карандаши». Карандаши мы уже наточили.
2) «Метод швейцарского сыра» - т. е. начинаем дело, «выгрызая» из разных мест наиболее эффективное, интересное, нужное, простое. Проанализировав ситуацию по организации РППС, активно «вгрызаемся».
3) «Промежуточная радость» - разбиваем работу на несколько этапов, за результат получаем награду (материальную – деньги, профессиональную – собственный рост и успехи детей, житейскую – минуты общения с родителями, коллегами).
10. Подведение итогов. Притча «О переменах»
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не прошло, и вообще – просто руки опускаются!
Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой – морковку, в третий – яйцо, в четвертый – раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул все это из воды.
- Что изменилось? – спросил Учитель.
- Ничего. – ответил Ученик.
Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один деревянную чурку, в другой – морковку, в третий – яйцо, в четвертый – раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик снова ничего не понял.
Что изменилось? – опять спросил Учитель.
- То, что должно было случиться. Морковь и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке, - ответил Ученик.
- Это лишь поверхностный взгляд на вещи, - сказал Учитель.
- Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасил воду, придал ей новый вкус и аромат.
Вода – это наша жизнь. Огонь – это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе – это типы людей. Они все тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ – таких большинство. Эти люди в обычной жизни кажутся твердыми. В момент жизненных передряг они становятся мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило» - и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвами моды», хотят, чтобы «все было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики и предсказатели.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО – таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно деревья показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства – всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО – это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
- А как же кофе? - воскликнул Ученик.
- О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток! – ответил Учитель, с удовольствием прихлёбывая ароматный кофе из чашки.
- Есть особые люди. Их – единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих.
Вывод: Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены – это всегда к лучшему.