Миронова Марина Михайловна
Семинар-практикум для родителей «Комплекс подготовки ребенка с ОНР к логопедическому занятию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при подготовке к логопедическому занятию и проведению домашних занятий по автоматизации звуков
• активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;
• помочь родителям овладеть специальной артикуляционной, дыхательной и мимической гимнастикой, подобранной для своего ребёнка с учётом особенностей его артикуляционного аппарата;
• формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические конспекты занятий
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Приветствие
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие. Речевая проблема в данный момент- одна из главных в процессе обучения человека. Речь формируется в раннем возрасте, и задача детского сада- правильно построить этот процесс формирования, а задача родителей- овладеть логопедическими практическими навыками, умениями и знаниями, для того, чтобы дома речевой процесс не прекращал свое действие. Сегодня Вы побываете на месте своих детей и рассмотрите практическим образом на себе комплекс подготовки к логопедическому занятию, узнаете важность мимической гимнастики, пальчиковой, артикуляционной, увидите особенности дыхательной гимнастики, попробуете проговорить упражнения для развития фонематического слуха, увидите особенность лицевого массажа, а также потренируемся в составлении схем слов. Итак, давайте начнем. Предлагаю всем встать и поприветствовать друг друга.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Итак, добрый вечер! А сейчас сядет тот, кто…
-скажет слова, в которых есть звук П
-скажет слова в которых гласная А стоит в начале слова
- назовет слова, которые будут начинаться на последнюю букву моего слова (сок, очки, море)
2. Развитие мимических мышц
Сейчас необходимо будет изобразить нужные эмоции в ходе рассказа. Что приходит Вам в голову, то и изображайте очень старательно, чтобы эмоция была узнаваема.
Представьте, что Вы в лесу, мы собираем грибы, ходим по полянкам, по лугам, и вдруг…какой большой гриб боровик! (удивление)
А рядом в траве прячется какая то красная шляпка! (радость)
Но это оказался мухомор (огорчение)
Да их здесь не один, а целое множество! (сердитое лицо)
Молодцы! Все получилось правильно, и наши мимические мышцы подготовлены к занятию.
3. Дыхательная гимнастика
• Встаньте ровно. Выпрямитесь. Положите руку на диафрагму. Сделаем выдох и вдох (делаем все через рот). Делаем паузу, чтобы максимально почувствовать воздух внутри себя. Шумный выдох. Давайте повторим 2-3 раза, чтобы наша диафрагма начала работать в полную силу.
• Встаем ровно, поем звук А и звук О сначала по нарастающей, затем по убывающей, следя за положением моей руки. Когда рука находится наверху, мы берем высокую ноту, и поем громко, а когда рука внизу - берем низкую ноту и поем тише.
• Сейчас сделаем упражнение, которое поможет развить голос и дыхание. Делаем упражнение «Петух». Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Набираем воздух и на выдохе хлопать себя по бедрам и произносить : «Ку-ка-ре-ку» (повторять 3 раза).
4. Развитие фонематического слуха
В речевом развитии большое развитие уделяется фонематическому слуху, а точнее его развитию. Дети должны различать нужный звук и правильно его проговаривать согласно его положению в слове. Сейчас необходимо будет поменять звуки в слогах, т. е. я говорю Вам ПА, а наоборот будет? АП. По аналогии (БА, АМ, РО, УЖ, КО, ЛО, НЕ).
Также, необходимо понимать законченность слова, ребенок должен слышать, что слово сказано неполноценно и автоматически надо добавить нужный слог.
• Игра «Закончи слово» - добавьте слог «ТА» в конец слова. (лопа…ТА, ва…ТА, воро…ТА)
• Игра «Поменяй звук». Уважаемые родители, сейчас будет необходимо внимательно слушать звук и выполнять физическое упражнение. На звук А надо хлопать в ладоши, на звук У- топать ногами. Постепенно я буду переходить от звуков к слогам, не ошибитесь.
5. Лицевой массаж
• Делаем упражнение «Дождь». Представляем, что идет дождь, и по лицу стекают струйки воды (делаем поглаживание ладонями, потом «чувствуем» маленькие капельки (делаем постукивание кончиками пальцев). Представляем, что полетели комарики, ловим комариков (делаем пощипывание пальчиками). Давайте нарисуем пальчиками очки на лице (рисуем круги возле глаз).
6. Пальчиковая гимнастика
• Мы капусту рубим рубим (взмахи ребром ладоней,
Мы капусту жмем жмем (сокращаем руки в кулаки,
Мы капусту солим солим (трем кончики пальцев- указательного, среднего и большого,
Мы капусту трем трем (потираем ладони обеих рук).
• Дождик дождик, что ты льешь (выбрасываем руки вперед, разжимаем кулаки на выбросе,
Погулять нам не даешь («ходьба» указательного и среднего пальцев,
Я водою дождевою землю мою мою мою (поглаживающие движения ладоней по кистям рук,
Мою крышу и забор («уголок» над головой из рук, «уголок» из рук перед лицом,
Мою улицу и двор («фонарики» руками).
7. Артикуляционная гимнастика
• Упражнение «Хоботок» (губы в трубочку, следить за плотностью сжатия, не должно быть расщелины). Держать на счет от 1 до 5.
• Упражнение «Лягушка» (губы в улыбке, обнажаем зубы). Держать на счет от 1 до 5.
• Чередовать «Хоботок - Лягушка». На счет от 1 до 5.
• Заворачиваем губы внутрь рта и держим в таком положении. На счет от 1 до 10.
• Упражнение «Индюк» (громко проговариваем «бла-бла-бла»). На счет от 1 до 5.
Данный комплекс гимнастики поможет подготовить мышцы речевого аппарата к дальнейшей работе. Желательно, делать 3 подхода в артикуляционной гимнастики с указанным временем.
8.
Уважаемые родители!
А сейчас мы потренируемся в выкладке схем слов, которые мы в данному году отрабатываем с Вашими детьми. Предлагаю Вам выложить схемы следующих слов : ПИЛА, МИСКА, СТУЛ. Проверяем.
ПИЛА (первый звук согласный, мягкий, синий, так как звук И ему дает мягкость, звук И- всегда гласный, а значит красный, звук Л- согласный, твердый, так как звук А мягкость не дает, звук А- всегда гласный а значит -красный).
МИСКА (первый звук согласный, мягкий, синий, так как звук И ему дает мягкость, звук И- всегда гласный, а значит красный, звук С- согласный, твердый, так как после него стоит согласный, звук К- согласный, твердый, синий, так как звук А-мягкость не дает, звук А- всегда гласный а значит-красный).
СТУЛ (первый звук согласный, твердый, синий, так как после него стоит согласный звук Т, второй звук Т- согласный твердый, синий, так как после него стоит звук У, который мягкость не дает, звук У-гласный а значит красный, звук Л- в конце слова- согласный, твердый, синий).
9. Уважаемые родители! Предлагаю Вам составить предложения со словами: кот, печка, береза, телефон.
Например: У меня дома живет кот. У бабушки в деревне есть печка.
10. Уважаемые родители! Внимательно послушайте и назовите первый и последний звуки в словах: рука, голова, самолет, такси, сапоги, котелок, шар, карандаш, телефон, нос, глаз.
Вот и подошел к концу наш семинар- практикум. Было приятно увидеть, как Вы стремитесь познать что то новое, вспомнить то, что когда то учили сами, но спустя годы позабылось. Данный комплекс поможет Вам лучше провести дома логопедическое занятие и улучшить речь ребенка, ведь как известно, подготовка имеет немаловажное значение, чем сама логопедическая работа. Можно с уверенностью сказать, что Вы теперь лучше понимаете своего ребенка, специфику работы логопедического занятия в детском саду, понимаете этапы работы и их важность. Видите четкую структуру подготовки и видите, что нельзя что то выбросить из процесса, ведь развитие речи не может быть без пальчиковой гимнастики, так как пальцы тесно связаны с центром речи в головном мозге, а дыхательная гимнастика поможет правильно направить воздушную струю в отработке того или иного проблемного звука. Надеюсь, что данный семинар оказался полезным и Вы будете приходить на данные мероприятия еще не раз. Спасибо за внимание!