МААМ-картинки

Семинар-практикум на тему «Интеллектуальная готовность к школе»

Наталья Тутуркина
Семинар-практикум на тему «Интеллектуальная готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, я очень рада вас видеть!

«Звёздный час» - это фраза взята из авторского предисловия к сборнику исторических новелл «Звёздные часы человечества» Стефана Свейга. В нём он писал «Каждый шаг эпохи… созревает исподволь… из миллионов в пустую протекающих только один становится подлинно историческим – звёздным часом человечества…». Итак, звёздный час – это мгновение, которое предопределяет судьбу сотен поколений, направляет жизнь отдельных людей, целого народа или даже человечества.

Публикация «Семинар-практикум на тему „Интеллектуальная готовность к школе“» размещена в разделах

Сейчас звёздным часом называют либо вершину успеха, либо переломный решающий момент в жизни человека. Многие родители мечтают о звёздном часе для своих детей. И чтобы он наступил, надо много трудиться малышу. А верными помощниками для него должны стать вы – родители.

Этой осенью или через год наши дети пойдут в школу. В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом, но вначале поиграем.

1. «Давайте знакомиться»

Каждый участник называет своё имя и рассказывает о своём отношении к нему. «Расскажите о своём имени, нам это интересно».

Цель: Знакомство с участниками семинара, презентация себя.

2. упражнение «Пожелания»

Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг – другу и подумаете, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть, красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Теоретическая часть.

Спасибо, очень хорошо. Чувствуете, как тепло и уютно стало в этом зале. И мы переходим к основным вопросам нашего семинара.

Как я уже сказала, выделяют три аспекта школьной зрелости :

- интеллектуальный;

- эмоциональный;

- социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Остановимся на развитии психических процессов.

Первый компонент интеллектуальной зрелости это память. В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы всё, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии, но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Для развития памяти способствует заучивание стихов, потешек, песенок, рассказывание прослушанных сказок, наблюдения на прогулке.

Существует зрительная память, слуховая память. Слуховая память имеет особенно большое значение в развитии ребёнка. Всё, что известно малышу – дошкольнику, он узнаёт на слух. Этим же способом он будет усваивать 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память это память на переживании. То, что у ребёнка вызывает эмоции запоминается без труда и на более длительный срок.

Вторым компонентом интеллектуальной зрелости является мышление. Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т. д. Выделяют три вида мышления:

1. Наглядно действенное (познание с помощью манипулирования предметами – характерно для младших дошкольников).

2. Наглядно образное (познание с помощью представлений предметов и явлений – средний и старший дошкольный возраст).

3. Словесно - логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений – развивается к 5 – 6 годам).

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на образы. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т. д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивает мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно следственных связей, способности рассуждать.

Третий компонент – внимание. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, ребёнок ещё не может управлять своим вниманием. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание, при выполнении заданий по образцу (нарисуй, напиши, сравни и найди отличия).

Следующий компонент – восприятие. Это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Существует восприятие цвета, формы, величины, ориентировка в пространстве и во времени.

Ещё один компонент – это воображение. Воображение это психологический процесс создания нового в форме образца или идеи, оно развивается и формируется в течении всей жизни человека. А ребёнку оно даёт возможность представить себя во время игры лётчиком, моряком, артистом. Неоценима роль воображения в творчестве ребё нка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т. д. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребёнком окружающего мира, к поиску в нём собственного пути. В школе воображение становится важной предпосылкой обучения по всем дисциплинам.

Практическая часть.

1. Подумайте и ответе, какой из компонентов интеллектуальной зрелости у вашего ребёнка западает или плохо развит, отсутствует.

2. Поработайте в группах над этими проблемами и обсудите пути решения.

Теоретическая часть.

Нам ещё осталось рассмотреть два аспекта школьной зрелости : эмоциональный и социальный.

Об эмоциональной зрелости говорит:

- уменьшение импульсивных реакций;

- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости свидетельствует:

- потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп;

- способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В нескольких словах эмоционально волевая готовность – это умение слушать и умение слушаться. Это одно из основных показателей проявления волевых усилий.

Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребё нка:

- закрепить конкретное поручение за ребёнком, поощрять его выполнение;

- учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

- использовать игры типа: «Сделай также», «Конструирование» (по образцу, «Найди пять отличий», «Да и нет не говорите».

3. Учить доводить начатое дело до конца.

Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребёнок должен регулировать свои эмоции, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов, чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки.

По отношению к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам ребёнок должен иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызвать неправильную реакцию на замечание учителя. В результате может оказаться «школа – плохая», «учитель – злой» и т. д.

Публикации по теме:

Доклад для родителей в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Тема собрания: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Цель родительского собрания: повышение психолого-педагогической компетентности.

Готовность ребенка к школе Школьное обучение - один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые,.

Готовность ребенка к школе В психологии рассматривается понятие «школьной зрелости» - это овладение знаниями и умениями, способами мотивации и другими поведенческими.

Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Консультация для родителей на тему «Психологическая готовность к школе» Когда ребенок достигает 6-7-летнего возраста, многих родителей начинают.

Психологическая готовность к школе Психологическая готовность к школе Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а порой и.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Семинар — практикум для педагогов на тему «Актуальность работы с родителями в оздоровлении детей дошкольного возраста». Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии».

Семинар практикум для родителей «Формирование у детей 7-го года жизни психологической готовности к школе» Цель: привлечение внимания родителей к проблеме психологической готовности детей к школе. Задачи: 1. Повышать психологическую компетентность.

Семинар-практикум на тему: «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики.

Семинар-практикум с родителями в подготовительной группе «Что такое готовность к школе?» Целевая аудитория: родители детей подготовительной группы. Форма проведения в контексте ФГОС ДО: ФГОС говорит о приоритете непрерывного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум на тему «Интеллектуальная готовность к школе»
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 21:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум на тему «Интеллектуальная готовность к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тутуркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД