Наталья Тутуркина
Семинар-практикум на тему «Интеллектуальная готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, я очень рада вас видеть!
«Звёздный час» - это фраза взята из авторского предисловия к сборнику исторических новелл «Звёздные часы человечества» Стефана Свейга. В нём он писал «Каждый шаг эпохи… созревает исподволь… из миллионов в пустую протекающих только один становится подлинно историческим – звёздным часом человечества…». Итак, звёздный час – это мгновение, которое предопределяет судьбу сотен поколений, направляет жизнь отдельных людей, целого народа или даже человечества.
Публикация «Семинар-практикум на тему „Интеллектуальная готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Сейчас звёздным часом называют либо вершину успеха, либо переломный решающий момент в жизни человека. Многие родители мечтают о звёздном часе для своих детей. И чтобы он наступил, надо много трудиться малышу. А верными помощниками для него должны стать вы – родители.
Этой осенью или через год наши дети пойдут в школу. В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом, но вначале поиграем.
1. «Давайте знакомиться»
Каждый участник называет своё имя и рассказывает о своём отношении к нему. «Расскажите о своём имени, нам это интересно».
Цель: Знакомство с участниками семинара, презентация себя.
2. упражнение «Пожелания»
Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг – другу и подумаете, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть, красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Теоретическая часть.
Спасибо, очень хорошо. Чувствуете, как тепло и уютно стало в этом зале. И мы переходим к основным вопросам нашего семинара.
Как я уже сказала, выделяют три аспекта школьной зрелости :
- интеллектуальный;
- эмоциональный;
- социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Остановимся на развитии психических процессов.
Первый компонент интеллектуальной зрелости это память. В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы всё, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии, но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Для развития памяти способствует заучивание стихов, потешек, песенок, рассказывание прослушанных сказок, наблюдения на прогулке.
Существует зрительная память, слуховая память. Слуховая память имеет особенно большое значение в развитии ребёнка. Всё, что известно малышу – дошкольнику, он узнаёт на слух. Этим же способом он будет усваивать 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память это память на переживании. То, что у ребёнка вызывает эмоции запоминается без труда и на более длительный срок.
Вторым компонентом интеллектуальной зрелости является мышление. Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т. д. Выделяют три вида мышления:
1. Наглядно действенное (познание с помощью манипулирования предметами – характерно для младших дошкольников).
2. Наглядно образное (познание с помощью представлений предметов и явлений – средний и старший дошкольный возраст).
3. Словесно - логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений – развивается к 5 – 6 годам).
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на образы. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т. д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивает мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно следственных связей, способности рассуждать.
Третий компонент – внимание. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, ребёнок ещё не может управлять своим вниманием. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание, при выполнении заданий по образцу (нарисуй, напиши, сравни и найди отличия).
Следующий компонент – восприятие. Это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Существует восприятие цвета, формы, величины, ориентировка в пространстве и во времени.
Ещё один компонент – это воображение. Воображение это психологический процесс создания нового в форме образца или идеи, оно развивается и формируется в течении всей жизни человека. А ребёнку оно даёт возможность представить себя во время игры лётчиком, моряком, артистом. Неоценима роль воображения в творчестве ребё нка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т. д. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребёнком окружающего мира, к поиску в нём собственного пути. В школе воображение становится важной предпосылкой обучения по всем дисциплинам.
Практическая часть.
1. Подумайте и ответе, какой из компонентов интеллектуальной зрелости у вашего ребёнка западает или плохо развит, отсутствует.
2. Поработайте в группах над этими проблемами и обсудите пути решения.
Теоретическая часть.
Нам ещё осталось рассмотреть два аспекта школьной зрелости : эмоциональный и социальный.
Об эмоциональной зрелости говорит:
- уменьшение импульсивных реакций;
- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
О социальной зрелости свидетельствует:
- потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп;
- способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
В нескольких словах эмоционально волевая готовность – это умение слушать и умение слушаться. Это одно из основных показателей проявления волевых усилий.
Как развивать волевую готовность?
1. Повышать самостоятельность и ответственность ребё нка:
- закрепить конкретное поручение за ребёнком, поощрять его выполнение;
- учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
- использовать игры типа: «Сделай также», «Конструирование» (по образцу, «Найди пять отличий», «Да и нет не говорите».
3. Учить доводить начатое дело до конца.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребёнок должен регулировать свои эмоции, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов, чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки.
По отношению к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам ребёнок должен иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызвать неправильную реакцию на замечание учителя. В результате может оказаться «школа – плохая», «учитель – злой» и т. д.