Татьяна Хромина
Готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
В психологии рассматривается понятие «школьной зрелости» - это овладение знаниями и умениями, способами мотивации и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для обучения в школе. Готовность ребенка к школе складывается из ряда компонентов:
- определенный уровень мыслительной деятельности и познавательных процессов.
- готовность к регуляции своей познавательной деятельности.
- социальная позиция будущего школьника.
Публикация «Готовность ребенка к школе» размещена в разделах
В настоящее время психологи выделяют три компонента готовности ребенка к школе :
интеллектуальная готовность, социальная и волевая.
Интеллектуальная готовность заключается в понятии памяти, свойствах внимания, способности к ее концентрации; мышлению (умению рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы); наличию воображения и восприятия. Речь будущего школьника должна быть связной, без дефектов. Ребенок должен уметь излагать свои мысли, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге, грамотно строить предложения. Он должен обладать определенным запасом знаний об окружающей действительности, предметах, свойствах и явлениях природы, людях и их деятельности. Иметь представление об общественной жизни и моральных нормах. У него должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности: способность выделить учебную задачу или способность понять задачу поставленную взрослым, умение самостоятельно осуществлять поиск необходимых средств для решения задачи, наличие навыка к контролю своей деятельности. Важное значение имеют специальные знания и навыки, традиционно относящиеся к школьным : овладение счетом, решение простых арифметических задач, владение азами грамотности.
Социальная готовность включает в себя мотивационную готовность, которая является основополагающей. Основным мотивом ребенка должен стать мотив обучения, т. е. понимание общественной значимости учения, стремление занять новое положение в обществе, получение высокой отметки, интерес к атрибутам школьной жизни. Кроме того сюда входят сформированные социально-психологические качества личности, которые облегчают процесс вхождения ребенка в новую среду : общительность, доброжелательность, открытость. У него должна быть сформирована адекватная самооценка.
Волевая готовность – это развитие волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, целеустремленность, исполнительность, дисциплинированность и организованность. Важное значение приобретает необходимость формирования у ребенка стремления к преодолению трудностей и мотивов достижения целей. Он должен обладать достаточной для своего возраста сноровкой ловкостью и силой.
Если ребенок уверенно овладеет большинством из вышеперечисленных знаний и навыков, заложенных в детском саду, то он сможет уверенно чувствовать себя в новом статусе школьника, успешно учиться и общаться со сверстниками.