Приложение МААМ

«Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста». Семинар-практикум

Арискина Наталья
«Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста». Семинар-практикум
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по формированию основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• оказать методическую помощь участникам образовательного процесса в формировании основ безопасности у детей дошкольного возраста;

• разработать систему методической работы по формированию навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения.

Теоретическая часть:

1. Что такое опасность и безопасность?

2. Почему дети попадают в различные опасные ситуации?

Публикация «„Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста“, Семинар-практикум» размещена в разделах

3. Содержание работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста

Практическая часть:

–просмотр видеоматериала «Спасик и его друзья».

Ход семинара.

Вступительное слово.

Старший воспитатель.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема семинара – практикума: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста». Форма проведения - круглый стол. Семинар-практикум состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

Разрешите, ознакомить вас с планом семинара.

В теоретической части будут раскрыты такие темы:

1. Что такое опасность и безопасность?

2. Почему дети попадают в различные опасные ситуации?

3. Содержание работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста.

В практической части- просмотр видеоматериала «Спасик и его друзья», («Аркадий Паравозов»).

1. Что такое опасность и безопасность?

Коллеги, прежде чем приступить к обсуждению данной темы, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы?

1. Что такое опасность?

Опасность – это нанесение ущерба здоровью, это угроза, угроза чего- то очень плохого, какого-то несчастья, она носит скрытый характер, связана с местом пребывания человека. Опасность– центральное понятие безопасности жизнедеятельности.

2. Что такое безопасность?

Безопасность (по словарю Ожегова) – это положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь, это образ жизни, который гарантирует здоровье и счастливое будущее.

3. Что такое безопасность жизнедеятельности?

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Коллеги, что в себя включает безопасность жизнедеятельности в детском саду?

Безопасность жизнедеятельности в детском саду– это:

1. Охрана жизни и здоровья детей т. е. устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

2. Обеспечение безопасных условий труда сотрудников;

3. Защита от терроризма и экологических катастроф всех участников образовательного процесса.

А её главная цель – это формирование у детей дошкольного возраста понятия «опасность — безопасность» и привитие культуры безопасного поведения на улице, в быту, в общении с природой.

Правовой основой формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста являются:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. «Концепция дошкольного воспитания», В. В. Давыдов, В. А. Петровский.

4. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р. Б. Стеркиной, Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с детьми дошкольного возраста.

Коллеги, перейдём к следующему вопросу.

2. Почему же дети попадают в различные опасные ситуации?

Детей везде и повсюду поджидает опасность.

Ребенок дошкольного возраста по своим физиологическим и психологическим особенностям не может адекватно воспринимать, анализировать ситуацию и определить опасность, поэтому она его везде поджидает.

У ребенка дошкольного возраста мало жизненного опыта, ему сложно понять «опасно, неопасно», но при этом у него великая жажда познания, его интересует абсолютно все: ему хочется потрогать, попробовать, почувствовать, увидеть, услышать. Дети в игре, под влиянием чувства радости или удивления, забывают об опасности и любознательность ребенка в любой момент может перевесить опасения и страх.

Рассмотрим некоторые особенности:

Как отмечают физиологи, у ребенка дошкольного возраста время реакции на опасность больше, чем у взрослого в 2,5 раза. Взрослый за четверть секунды определяет, стоит машина или движется, а ребенок — за 4 секунды. Чем опаснее ситуация, тем медленнее принимает ребенок решение. Мозг ребенка не успевает переварить информацию и дать правильную команду к действию.

Когда ребенок смотрит вперед, он видит только то, что перед ним, т. е. то, что слева и справа остаются для него невидимыми

Ребенок маленького роста: из-за маленького роста 1)у него ограничен обзор окружающей обстановки, 2)его трудно заметить, особенно водителю,3) у него короткий шаг, из-за короткого шага он дольше пребывает в зоне опасности.

У ребенка слабо развиты двигательные навыки, центр тяжести тела расположен выше, поэтому во время бега ему сложно остановиться, он легко может потерять равновесие и упасть.

Другая негативная особенность психофизического развития – трудность идентификации звуков, у ребенка ещё не в совершенстве развито восприятие окружающей обстановки, он не сразу слышит информацию, ему сложно определить откуда слышится звук, он с опозданием реагирует на сигнал.

Дети быстро запоминают Правила,так же их быстро забывают, не все дети понимают родительский категорический запрет: «не трогай», «отойди», «нельзя» Родители не всегда разъясняют причину запрета, необходимо объяснить ребёнку причину!

Основы безопасности не формируются сами собой, основная задача взрослых – последовательно заложить у ребенка основы безопасной жизнедеятельности, помочь ребенку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав необходимые условия безопасной жизнедеятельности.

И так, приступаем к обсуждению темы:

3.«Задачи и содержание работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста».

К какой образовательной области относится раздел: «Формирование безопасного поведения»?

Согласно ФОП ДО раздел «Формирование безопасного поведения» определен в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и наша задача — показать ребенку социальный мир «изнутри», помочь найти своё место в нем, накопить социальный опыт, быть его активным участником.

Дошкольный возраст – своеобразный фундамент, период впитывания, накопления знаний, именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с предметным миром, миром людей, природы, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, как ребенок приобретает социальный опыт?

Овладение социальным опытом у ребенка происходит следующими взаимосвязанными путями:

• стихийно (в результате самостоятельного общения с окружающей средой);

• целенаправленно (с помощью специально организованном взрослыми образовательном процессе);

• спонтанно (в результате взаимодействия произвольного и нормативного начала, как внутренняя предпосылка активности личности ребенка).

Для детей опыт служит источником предосторожности. Но самостоятельный опыт детей должен идти под контролем взрослого, который помогает ему смотреть вперед и различать, что опасно и что безопасно.

Основными задачами раздела «Формирование основ безопасного поведения» являются:

• формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;

• формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в сети Интернет;

• формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;

• воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование основ безопасности – особая педагогическая задача, которая решается через интеграцию всех образовательных областей в ходе организации детской самостоятельной деятельности, создания предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействия с взрослыми.

–Назовите, пожалуйста, направления формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста?

Содержание работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста включает следующие направления:

• безопасное поведение в природе;

• безопасность на дорогах;

• безопасность собственной жизнедеятельности.

Задачи взрослых по направлению «Безопасного поведения в природе»

- взрослые обязаны, дать понятие о том, что природа – основа нашей жизни, требует к себе бережного отношения, мы – часть природы, но беспечных и беззаботных она наказывает.

Необходимо раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость всех проблемных объектов в природе: растения – ядовитые грибы и ягоды, животные –опасности при контакте с ними, стихийные явления (ураганы, наводнения и т. д., явления природы (гроза, гололед, холод, жара, туман, поведение на воде, в лесу.

Задачи взрослых по направлению «Безопасность на дорогах»:

• познакомить детей с Правилами дорожного движения и дать понятие о том, что «Правила едины для всех»;

• подвести детей к осознанию необходимости соблюдения Правил дорожного движения;

• воспитывать культуру поведения на улице и транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности включает следующие аспекты:

ребенок дома

ребенок и другие люди

эмоциональное благополучие

здоровье ребенка.

Задачи данного направления:

• ознакомление с бытовыми источниками опасности;

• дать представления детям о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной пожара;

• формировать у детей чувство собственной безопасности и навыки поведения в ситуациях: «Один дома» «Потерялся или заблудился» «Я и другие люди».

1. Ребенок дома.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

• предметы, которыми категорически запрещается пользоваться детям (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

• предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

• предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Дети должны усвоить, что предметы первой группы (спички, электроприборы) являются повышенным источником пожарной опасности, с ними нужно обращаться осторожно

При знакомстве с предметами второй группы, их свойствами и функциями, педагог обязан создать условия безопасного взаимодействия с ними и только тогда ребенок поймет, для чего этот предмет, как он используется, почему представляет опасность, т. е. предмет, для ребенка станет средством познания мира.

С раннего возраста взрослые обязаны объяснить детям назначение бытовой химии, лекарств, опасность их применения.

2. Ребенок и другие люди.

Основная мысль этого направления: ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми и как действовать в случае опасности.

3. «Здоровье ребенка» это направление отвечает за формирование первичных представлений о здоровом образе жизни, о том, что здоровье– это главная ценность, его нужно беречь.

Задача: формировать у детей представления:

• о значении частей тела (руки, ноги и т. д.) и органов чувств (глаза, рот, нос, язык, уши) для жизни и здоровья человека;

• о здоровом образе жизни, т. е. помочь ему овладеть культурно — гигиеническими навыками, элементарными нормами и Правилами в питании, двигательном режиме и ознакомление с элементарными сведениями о наркогенных соединениях, лекарствах и с правилами первой помощи при травмах.

4. Эмоциональное благополучие.

На эмоциональное состояние детей негативное влияние оказывают страхи, боязнь. Чувство безопасности приходит, когда нет страха и тревоги. Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции (страх, гнев, предвидеть последствия, менять стратегию поведения, иметь понятие, что такое «опасность– безопасность»

Этапы реализации задач формирования основ безопасности:

1. этап – уточнить представления детей о правилах поведения в быту, социуме, природе, сети Интернет есть ли у детей личный опыт, на который может опираться педагог;

2. этап– расширение первоначальных представлений и систематизация, накопление новых знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе, сети Интернет;

3этап– закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе, сети Интернет;

4 этап– на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями и формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки;

5 этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля.

Приступаем к практической части.

Для формирования ОБЖ необходимо создать психолого-педагогические условия. Формирование основ безопасности актуальная педагогическая задача, методическую помощь педагогам в организации работы по ОБЖ оказывает методическая литература (Приложение №1).

Старший воспитатель.

Предлагаю познакомиться с видеоматериалом: «Спасик и его друзья», который создан по заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России, раскрывает темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и в природе. Видеоматериал короткий, легко запоминается, можно использовать как часть занятия.

Видеоматериалы (включить).

Мультипликационный фильм «Аркадий Паровозов» состоит из 60 серий, направлен на профилактику травматизма детей, предлагаю смотреть в вечернее время

Очень актуален и эффективен метод проектов, который помогает ребенку удовлетворить познавательные потребности, творить, искать ответы на вопросы: как? и почему?

Моделирование план-карты «От дома до детского сада» учит детей «читать» карту, ориентироваться в пространстве, соблюдать правила дорожного движения. Моделирование ситуаций дает ребенку применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Применение видеоматериалов, методов проекта, моделирования способствуют развитию у детей не только поисковой активности, но и формируют основы собственной безопасности.

Образовательную работу по формированию безопасного поведения необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс, проводить не только по графику, а использовать любую возможность в процессе режимных моментов для введения правил в жизнь детей и приобретения ребенком социального опыта.

Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.

В заключении хочется подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения и правильного обращения согнем, опасными предметами, соблюдение правил дорожного движения, правил поведения в социуме и другое, является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев и уменьшения их последствий.

Чем раньше ребёнок изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты. Правильно говорится в пословице: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Научите детей формуле безопасности: видеть, предвидеть, учесть, по возможности- все избежать и усвоить систему: «опасность — причина — последствия».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью модульного куба «Кубик Безопасности«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью модульного куба «Кубик Безопасности« «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством использования модульного куба «Кубик Безопасности» Жизнь и.

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Формирование основ пожарной безопасности в группе раннего возраста Содержательный компонент психолого- педагогической работы. Формирование пожарных основ безопасности. Группа раннего возраста. (от 2 до.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста». Семинар-практикум
Опубликовано: 28 ноября 2024 в 13:52
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста». Семинар-практикум» (включая файлы) размещена пользователем Арискина Наталья (УИ 2223263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД