Надежда Никитенко
Семинар-практикум «Мнемотехника как инструмент развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
КОиН администрации г. Новокузнецка)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 64»
(МБ ДОУ «Детский сад № 64»)
654031, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, улица 40 лет ВЛКСМ, дом 13а
тел. 8-(3843)-52-86-97, E-mail : d-s64@yandex.ru
Семинар – практикум
«Мнемотехника как инструмент развития связной речи»
Подготовила:
ст. воспитатель
Никитенко Н. В.
Публикация «Семинар-практикум „Мнемотехника как инструмент развития связной речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Новокузнецкий городской округ, 2019
Семинар - практикум для воспитателей
Подготовила и провела: Никитенко Н. В., старший воспитатель МБ ДОУ №64
Дата проведения: 21.04. 2019 год.
Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.
План.
1. Моделирование как средство развития связной речи. Никитенко Н. В.
2. Правила работы с мнемотехникой. Басараб И. О.
3. Планирование работы по лексическим темам с использованием мнемотехники. Дорофеева В. Н.
4. Практическая часть. Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса». Никитенко Н. В.
1. Что же такое моделирование?
(на экране проецируется слайд №4)
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
В чем особенность и значение моделирования?
(на экране проецируется слайд №5)
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т. п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания
А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
(на экране проецируется слайд №6)
• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
2. Правила работы с мнемотехникой
(на экране проецируется слайд №7)
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
(на экране проецируется слайд №8)
Предметные:
• геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)
• символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10)
• опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)
Предметно-схематичные:
• планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13)
• блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)
Требования к модели:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
(на экране проецируется слайд № 15)
- пересказ; (на экране проецируется слайд № 16)
- составление рассказов по картине; (на экране проецируется слайд №17)
- описательный рассказ; (на экране проецируется слайд №18)
- творческий рассказ. (на экране проецируется слайд №19)
Закономерности формирования моделирования у дошкольников:
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т. е. переводом планирования во внутренний план.
Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
3. Планирование работы по лексическим темам с использованием мнемотехники
Мнемотехника-это система методов и приемов,обеспечивающих эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников как на занятиях,так и в свободной деятельности становится актуальным. Работая с детьми с общим нарушением речи я использую метод моделирования в разных видах деятельности. Использование мнемодорожек и мнемосхем позволяет детям преодолеть различные затруднения,такие как застенчивость,пересказ текста,заучивание стихов,составление рассказов. Используя мнемотехнику дети придумывают интересные истории,сочиняют сказки,рисуют их,развивают свою фантазию и речь,учатся нестандартно мыслить. Но для систематической и последовательной работы нужен определенный план работы по мнемотехнике. У меня получился такой вариант календарно-тематического планирования:
СЕНТЯБРЬ:
1 Расскажу я вам ребята. (знакомство с волшебными картинками-помощниками)
2 Работа с мнемотаблицей"Осень"
3 Заучивание стихотворения "Подарки Осени"(мнемодорожка)
4Д. игра"Составь мнемодорожку"(закрепление стихотворения"Осень"
ОКТЯБРЬ:
1Работа с мнемодорожкой"Деревья осенью"
2 Отгадывание мнемозагадки
3 Упражнения "Рисуем слова"
4 Заучивание пальчиковой гимнастики"Ветер по лесу гулял. "
НОЯБРЬ:
1 Составление предложений об осени (мнемокарточки)
2 Пересказ сказки "Листопадничек"
3 Составление описательных рассказов по плану лексических тем
4 Заучивание пальчиковой гимнастики"Огород"
ДЕКАБРЬ:
1 Работа с мнемотаблицей "Зима"
2 Заучивание стихотворения "Декабрь" Маршака
3 Упражнение"Шпионы"(дети кодируют информацию)
4 Рисуем сказку (придумывают свою)
ЯНВАРЬ:
1 Составление предложений о зиме.
2 Составление рассказа по картине"Зимние забавы"(учить использовать мнемодорожку)
3 Дид. игра"Придумай сказку сам"(мнемокарточки)
ФЕВРАЛЬ:
1 Отгадывание мнемозагадки.
2 Заучивание скороговорки по мнемотаблице.
3 Играем с мнемокубом.
4 Составление описательных рассказов по лексическим темам.
МАРТ:
1 Работа с мнемотаблицей "Весна"
2 Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху)
3 Дид. игра "Угадай-ка"(воспитатель выкладывает знакомые стихи,сюжеты сказок,а дети узнают и воспроизводят тексты)
АПРЕЛЬ:
1 Составление совместно с родителями мнемодорожек по весенним приметам.
2 Заучивание пальчиковой гимнастики "На дворе апрель,с крыши капает капель. "
3 Пересказ сказки Снегурочка (мнемотаблица)
4 Отгадывание мнемозагадки.
МАЙ:
1 Заучивание стихотворений к выпускному о школе.
2 Итоговое совместное с родителями мероприятие:"Мнемотехника-это здорово"
Вот такой получился план. Могу сказать,что по педагогическим наблюдениям
речевой уровень меняется в лучшую сторону,дети стали активнее,проявляют интерес к занятиям по заучиванию,пересказыванию,составлению рассказов. Думаю,что чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать используя метод мнемтехники,тем лучше подготовим их к школе,так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
4. Практическая часть.
Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».
1. Чтение сказки.
2. Беседа по сказке:
- Кто жил в домике?
- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
- Кто хотел утащить петушка?
- Какую песенку пела лисичка?
- Как петушок звал котика?
- Как котик спас петушка?
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур). Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка). Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше,чем петушок и котик).
4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур
Жили в домике петушок и котик
(в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту.
(в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка, а котик их догоняет.
(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой.
(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)
Игра с фигурками может продолжаться, пока сохраняется интерес.
5. Рассказывание сказки с опорой на рамки (слайд 14)