МААМ-картинки

Семинар-практикум «Мнемотехника как инструмент развития связной речи»

Надежда Никитенко
Семинар-практикум «Мнемотехника как инструмент развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

КОиН администрации г. Новокузнецка)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 64»

(МБ ДОУ «Детский сад № 64»)

654031, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, улица 40 лет ВЛКСМ, дом 13а

тел. 8-(3843)-52-86-97, E-mail : d-s64@yandex.ru

Семинар – практикум

«Мнемотехника как инструмент развития связной речи»

Подготовила:

ст. воспитатель

Никитенко Н. В.

Публикация «Семинар-практикум „Мнемотехника как инструмент развития связной речи“» размещена в разделах

Новокузнецкий городской округ, 2019

Семинар - практикум для воспитателей

Подготовила и провела: Никитенко Н. В., старший воспитатель МБ ДОУ №64

Дата проведения: 21.04. 2019 год.

Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.

План.

1. Моделирование как средство развития связной речи. Никитенко Н. В.

2. Правила работы с мнемотехникой. Басараб И. О.

3. Планирование работы по лексическим темам с использованием мнемотехники. Дорофеева В. Н.

4. Практическая часть. Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса». Никитенко Н. В.

1. Что же такое моделирование?

(на экране проецируется слайд №4)

«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя.

"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

В чем особенность и значение моделирования?

(на экране проецируется слайд №5)

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т. п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания

А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.

Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

(на экране проецируется слайд №6)

• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

2. Правила работы с мнемотехникой

(на экране проецируется слайд №7)

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

(на экране проецируется слайд №8)

Предметные:

• геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)

• символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10)

• опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)

Предметно-схематичные:

• планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13)

• блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)

Требования к модели:

- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

- Облегчать познание.

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах

Этапы работы с моделью:

1. Использование готового символа или модели.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

(на экране проецируется слайд № 15)

- пересказ; (на экране проецируется слайд № 16)

- составление рассказов по картине; (на экране проецируется слайд №17)

- описательный рассказ; (на экране проецируется слайд №18)

- творческий рассказ. (на экране проецируется слайд №19)

Закономерности формирования моделирования у дошкольников:

- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.

- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.

- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.

- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.

- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.

- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т. е. переводом планирования во внутренний план.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.

Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

3. Планирование работы по лексическим темам с использованием мнемотехники

Мнемотехника-это система методов и приемов,обеспечивающих эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников как на занятиях,так и в свободной деятельности становится актуальным. Работая с детьми с общим нарушением речи я использую метод моделирования в разных видах деятельности. Использование мнемодорожек и мнемосхем позволяет детям преодолеть различные затруднения,такие как застенчивость,пересказ текста,заучивание стихов,составление рассказов. Используя мнемотехнику дети придумывают интересные истории,сочиняют сказки,рисуют их,развивают свою фантазию и речь,учатся нестандартно мыслить. Но для систематической и последовательной работы нужен определенный план работы по мнемотехнике. У меня получился такой вариант календарно-тематического планирования:

СЕНТЯБРЬ:

1 Расскажу я вам ребята. (знакомство с волшебными картинками-помощниками)

2 Работа с мнемотаблицей"Осень"

3 Заучивание стихотворения "Подарки Осени"(мнемодорожка)

4Д. игра"Составь мнемодорожку"(закрепление стихотворения"Осень"

ОКТЯБРЬ:

1Работа с мнемодорожкой"Деревья осенью"

2 Отгадывание мнемозагадки

3 Упражнения "Рисуем слова"

4 Заучивание пальчиковой гимнастики"Ветер по лесу гулял. "

НОЯБРЬ:

1 Составление предложений об осени (мнемокарточки)

2 Пересказ сказки "Листопадничек"

3 Составление описательных рассказов по плану лексических тем

4 Заучивание пальчиковой гимнастики"Огород"

ДЕКАБРЬ:

1 Работа с мнемотаблицей "Зима"

2 Заучивание стихотворения "Декабрь" Маршака

3 Упражнение"Шпионы"(дети кодируют информацию)

4 Рисуем сказку (придумывают свою)

ЯНВАРЬ:

1 Составление предложений о зиме.

2 Составление рассказа по картине"Зимние забавы"(учить использовать мнемодорожку)

3 Дид. игра"Придумай сказку сам"(мнемокарточки)

ФЕВРАЛЬ:

1 Отгадывание мнемозагадки.

2 Заучивание скороговорки по мнемотаблице.

3 Играем с мнемокубом.

4 Составление описательных рассказов по лексическим темам.

МАРТ:

1 Работа с мнемотаблицей "Весна"

2 Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху)

3 Дид. игра "Угадай-ка"(воспитатель выкладывает знакомые стихи,сюжеты сказок,а дети узнают и воспроизводят тексты)

АПРЕЛЬ:

1 Составление совместно с родителями мнемодорожек по весенним приметам.

2 Заучивание пальчиковой гимнастики "На дворе апрель,с крыши капает капель. "

3 Пересказ сказки Снегурочка (мнемотаблица)

4 Отгадывание мнемозагадки.

МАЙ:

1 Заучивание стихотворений к выпускному о школе.

2 Итоговое совместное с родителями мероприятие:"Мнемотехника-это здорово"

Вот такой получился план. Могу сказать,что по педагогическим наблюдениям

речевой уровень меняется в лучшую сторону,дети стали активнее,проявляют интерес к занятиям по заучиванию,пересказыванию,составлению рассказов. Думаю,что чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать используя метод мнемтехники,тем лучше подготовим их к школе,так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

4. Практическая часть.

Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».

1. Чтение сказки.

2. Беседа по сказке:

- Кто жил в домике?

- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?

- Кто хотел утащить петушка?

- Какую песенку пела лисичка?

- Как петушок звал котика?

- Как котик спас петушка?

3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур). Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка). Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше,чем петушок и котик).

4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур

Жили в домике петушок и котик

(в квадрат помещаются круг, треугольник)

Ушел котик из домика на охоту.

(в квадрате остается треугольник, круг убирается)

А лиса тут как тут.

(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)

Схватила лиса петушка и понесла.

(красный треугольник помещается на оранжевый)

Лиса несет петушка, а котик их догоняет.

(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)

Отнял котик петушка и принес домой.

(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)

(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)

Игра с фигурками может продолжаться, пока сохраняется интерес.

5. Рассказывание сказки с опорой на рамки (слайд 14)

Публикации по теме:

Чистоговорка как инструмент развития речи детей в работе музыкального руководителя У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук.

Пособие для игры «Прием у доктора», использование приема мнемотехника, для развития связной речи детей в игреПособие для игры «Прием у доктора», использование приема мнемотехника, для развития связной речи детей в игре В нашем детском саду 2019 год был обозначен годом развития речи, воспитатели обращали большое внимание на речь детей, тесно сотрудничали.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МНЕМОТЕХНИКА, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»Цель: - познакомить педагогов с.

Мнемотехника как прием в обучении связной речи детей 5–6 лет Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи (для детей 5-6 лет) Волошина М. А. –старший воспитатель.

Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей» Проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»Пояснительная запискаОдной из главных задач воспитания и обучения детей.

Семинар-практикум по развитию связной речи для родителей по теме «Весна»Семинар-практикум по развитию связной речи для родителей по теме «Весна» Семинар-практикум по развитию связной речи для родителей группы компенсирующей направленности по теме «Весна». Цель: познакомить родителей.

Семинар-практикум «Речь педагога — основа развития речи детей» Подготовила воспитатель: Рюмина О. Г. Г. Владикавказ 2019 год. «Речь педагога основа развития речи детей» Цель: - повышение культуры речи.

Семинар-практикум «Роль семьи в развитии связной речи дошкольника» Семинар-практикум «Роль семьи в развитии связной речи дошкольника» 1. Теоретическая часть 1. Речь – великий дар природы. 2. Задачи, которые.

Мнемотехника как прием обучения связной речи детей младшего дошкольного возраста Моделирование – наглядно–практический метод обучения. Цель моделирования - развитие мышления ребенка с помощью специальных схем, которые.

Практикум «Мнемотехника как средство развития речи и образной памяти дошкольников» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Мнемотехника как инструмент развития связной речи»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 11:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Мнемотехника как инструмент развития связной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Никитенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД