Папки-передвижки

Практикум «Мнемотехника как средство развития речи и образной памяти дошкольников»

Марина Моисеева
Практикум «Мнемотехника как средство развития речи и образной памяти дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Публикация «Практикум „Мнемотехника как средство развития речи и образной памяти дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже цепочка из трех-четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Примеры мнемотехники

1. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

2. Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

3. Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может ег

Сегодня мне хотелось бы рассказать немного о таком виде работы, который мы часто практикуем с детьми : Составление схем. Это одна из разновидностей мнемотехники, которая в свою очередь способствует лучшему запоминанию информации у детей.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание или, в нашем случае, ситуацию придумывается символ (изображение). Ситуация – нельзя брать лекарства. Символ – таблетки. Мы с детьми придумали систему обозначений, с помощью которых можно запомнить те или иные правила. За основу мы взяли три цвета и по принципу светофора определили, что красный цвет это запрещающий, желтый предупреждающий, а зеленый – разрешающий. Придумав символ, определяем, какой он. В данном случае символ запрещающий, помещаем его в красную рамочку и добавляем красную полоску по диагонали – запрещаем. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

В красную рамочку помещаем ситуацию «Нельзя кататься на проезжей части», кроме красного цвета на знаке есть запрещающая полоса. В желтую рамочку вставляем предупреждающую картинку – «Осторожно-сосульки» и добавляем восклицательный знак «Внимание!». В зеленую рамочку вставляем изображение «Играть можно в разрешенных местах». Думаю, каждый из вас хотя бы раз использовал мнемотехнику в своей работе.

Сейчас я предлагаю Вам попробовать себя в роли детей и составить свою таблицу для заучивания стихотворения (на экране).

Кошка в окошке

Подушку шьет,

А мышка в сапожках

Избушку метет.

Пока участники работают, хотелось бы узнать, какие приемы запоминания вы используете в своей работе с детьми.

(Просмотр получившейся работы)

Большое спасибо за участие, надеюсь, что эта информация поможет Вам в работе!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речи старших дошкольников Представление педагогического опыта воспитателя «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28» город Челябинск.

Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи «Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи» Автор доклада: Пономарева Екатерина Костантиновна, воспитатель.

Мнемотехника — технология речевого развития дошкольников Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс.

Театрализация как средство развития речи дошкольников «Театрализация как средство развития речи дошкольников» Уважаемые коллеги! У меня появилась возможность поделиться своими педагогическими.

Игра как средство развития речи дошкольников Игра, как средство развития речи дошкольника Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса.

Консультация для родителей «Игра как средство развития памяти и внимания у дошкольников»Консультация для родителей «Игра как средство развития памяти и внимания у дошкольников» Память - одно из самых удивительных и загадочных психических процессов. Сущность этого феномена современной наукой до сих пор не раскрыта.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей» Проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»Пояснительная запискаОдной из главных задач воспитания и обучения детей.

Сказка как средство развития речи дошкольников Сказка как средство развития речи дошкольников Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского.

Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум «Мнемотехника как средство развития речи и образной памяти дошкольников»
Опубликовано: 11 сентября 2019 в 20:03
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум «Мнемотехника как средство развития речи и образной памяти дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Моисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД