Марина Моисеева
Практикум «Мнемотехника как средство развития речи и образной памяти дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Публикация «Практикум „Мнемотехника как средство развития речи и образной памяти дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже цепочка из трех-четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Примеры мнемотехники
1. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
2. Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
3. Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может ег
Сегодня мне хотелось бы рассказать немного о таком виде работы, который мы часто практикуем с детьми : Составление схем. Это одна из разновидностей мнемотехники, которая в свою очередь способствует лучшему запоминанию информации у детей.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание или, в нашем случае, ситуацию придумывается символ (изображение). Ситуация – нельзя брать лекарства. Символ – таблетки. Мы с детьми придумали систему обозначений, с помощью которых можно запомнить те или иные правила. За основу мы взяли три цвета и по принципу светофора определили, что красный цвет это запрещающий, желтый предупреждающий, а зеленый – разрешающий. Придумав символ, определяем, какой он. В данном случае символ запрещающий, помещаем его в красную рамочку и добавляем красную полоску по диагонали – запрещаем. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
В красную рамочку помещаем ситуацию «Нельзя кататься на проезжей части», кроме красного цвета на знаке есть запрещающая полоса. В желтую рамочку вставляем предупреждающую картинку – «Осторожно-сосульки» и добавляем восклицательный знак «Внимание!». В зеленую рамочку вставляем изображение «Играть можно в разрешенных местах». Думаю, каждый из вас хотя бы раз использовал мнемотехнику в своей работе.
Сейчас я предлагаю Вам попробовать себя в роли детей и составить свою таблицу для заучивания стихотворения (на экране).
Кошка в окошке
Подушку шьет,
А мышка в сапожках
Избушку метет.
Пока участники работают, хотелось бы узнать, какие приемы запоминания вы используете в своей работе с детьми.
(Просмотр получившейся работы)
Большое спасибо за участие, надеюсь, что эта информация поможет Вам в работе!