Елена Ломакина
Чистоговорка как инструмент развития речи детей в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.
Выразительность музыки и речи сходна.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чистоговорки
- Темочки
И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.
Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего.
Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.
НОД по музыке включает в себя такие составляющие как:
• пение, песенное творчество
• слушание музыки
• музыкально-ритмические движения
• игра на музыкальных инструментах
• игровое и танцевальное творчество
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает:
- речевое дыхание,
- голос,
- формирует чувство ритма и темпа,
- улучшает дикцию,
- координирует слух и голос.
Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Одним из инструментариев такой автоматизации являются чистоговорки, основной целью которых, является развитие фонематического слуха в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми, развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
Произносить и петь чистоговорки можно:
- постепенно ускорять или замедлять темп произношения;
- меняя метроритм;
- выделять паузами слово с закрепляемым звуком;
- меняя силу голоса (динамику, т. е. громко, тихо, шепотом;
- в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации;
- совмещая с пальчиковой гимнастикой и пальчиковыми кинезиологическими упражнениями;
- совмещая с игрой на детских музыкальных инструментах.
Музыкальные руководители часто используют чистоговорки, как распевки, развивая звуковысотный, тембровый, динамический слух и чувство ритма. Пение даёт возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.
Метроритм в чистоговорке
В детской психологии и методике речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма не совершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Что же такое ритм. Это чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой.
Метр – это непрерывное чередование опорных (акцентируемых) и неопорных (безакцентируемых) звуков. Музыка как бы равномерно пульсирует, в ней непрерывно сменяются моменты напряжения и разрядки. Моменты напряжения принято называть сильными долями, моменты разрядки – слабыми.
Таким образом, используя и меняя метроритм, чистоговорка каждый раз будет звучат по-новому. Например,
Приложение. Презентация.
Речь и пальчиковые игры
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Особую роль в развитии речи играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
Таким образом, распевая чистоговорки, совмещая их с пальчиковой гимнастикой и пальчиковыми кинезиологическими упражнениями, помогает решить ряд задач по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей.
Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.
Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.
И, помните! Ежедневное произношение и пение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.
Спасибо за внимание!