Ирина Клестова
Семинар-практикум «Роль семьи в развитии связной речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Роль семьи в развитии связной речи дошкольника»
1. Теоретическая часть
1. Речь – великий дар природы.
2. Задачи, которые необходимо решать в семье и дошкольном учреждении.
2. Практическая часть
1. Игры и упражнения по развитию речи.
2. Играем с родителями.
Публикация «Семинар-практикум „Роль семьи в развитии связной речи дошкольника“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Речь – великий дар природы, благодаря которому дети имеют возможность общаться друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», - сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.
Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Тем более в последнее время значительно возросли требования современного общества к развитию детей. Это проявляется в программах и педагогических технологиях по развитию, воспитанию и образованию.
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
Детский сад берет на себя большой объем работы по данному направлению. Но без помощи родителей ему не обойтись.
Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении.
1. Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Книгу нельзя навязывать, читать на бегу, читать то, что оказывается под рукой.
С ранних лет необходимо учить ребенка относится к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.
Дети должны стать подписчиками периодических изданий: детских журналов и газет (не только «веселых картинок» и «комиксов»).
Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т. п.).
б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более).
В) работа с книгой.
Перед прочтением новой книги рассмотрите ее вместе с малышом. Спросите, о чем эта книга, кто главные герои. После прочтения обсудите рассказ с ребенком. Можно предложить ему составить свою версию рассказа.
Работая над связной речью, надо знать, что бывает речь диалогической и монологической. Диалог – это разговорный жанр языка. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, слушать и понимать. Монолог – более сложная форма речи : составление ребенком небольших рассказов, сказок, умение пересказать историю, событие – увиденное или произошедшее.
Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи. Закреплять умение слушать собеседника, задавать вопросы, строить ответы.
Поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
3. Театрализованная деятельность как прекрасный мир ребенка прочно вошла во многие педагогические системы мира.
Театр радует детей, развлекает их и развивает. Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.
По мере возможности организовывать посещение театров или дома просматривать видеозаписи театральных постановок.
Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость предлагаю простые игры на развитие различных речевых навыков.
Например, очень простая игра называется «Угадай, что у меня в сумке».
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т. е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет). ( Игра с родителями: в сумке дудочка).
Следующая игра называется «Где мы были, вам не скажем, а что дедали, покажем».
Надо имитировать действие каких-то работ. Например, чистка картошки, сбор яблок.
Следующая игра «Так бывает или нет?» (в этой игре, кроме связной речи, развивается и внимание – надо уметь замечать нереальность суждений). Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» - доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
Придумайте какую-нибудь небылицу.
Помните, наверно: Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход
И поехал в огород
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.
Или у К. Чуковского есть стихотворение «Путаница». Прочитайте детям, выделяйте небылицы.
Следующая игра «Угадай, что это».
Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»
Можно играть с целью развития грамматического строя речи и обогащения словаря ребенка. Игра «Волшебные очки». Представьте, что у нас есть волшебные очки. Все становится красным, зеленым или синим и т. д.
Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красная машина, красное дерево и т. д.
Следующая игра «Скажи наоборот». Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.
Игра «Назови кашу». Какую кашу приготовили из гречки? Из гороха? Из пшена? И т. д.
Еще подробная игра «Приготовили сок». Какой сок мы приготовили из яблок? Из слив? Из груш? Из вишни? Из моркови? Из апельсина? Из лимона? Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Морковный сок из чего? И т. д.
Игра «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему «так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Можно поиграть в игру «Назови ласково». Как мы назовем ласково солнце? Дерево? Ручей? Весна? Мужа? Автобус? Дверь? И т. д.
Очень дети любят играть в «Добавлялки».
Подбирать подходящие слова.
Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)
Важно по морю плывет трехэтажный… (теплоход)
Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)
Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)
Ир-ир-ир – мой папа… (командир)
Или давайте прочитаем стихотворение Д. Хармса
Я хотел устроить бал,
И я гостей к себе…
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый…
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости…
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел
И пирог в минуту…
Когда же гости подошли
То даже крошек…
Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки: «Как ты догадался?».
Не сеют, не сажают
Сами вырастают (волосы)
Не на полу, не на потолке
А смотрит и в дом, и на улицу (окно)
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился (варежка)
Из горячего колодца
Через нос водица льется (чайник)
На сучках растут шары
Посинели от жары что это (слива)
И, конечно, не забывайте про мелкую моторику, про пальцы. Пальцы тоже помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы, ну и строят из конструктора.
Ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Играя со своими детьми вы можете много добиться. Так что, все в ваших руках.