Галина Асауленко
Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
Семинар-практикум
«Планирование образовательного процесса
в рамках введения ФГОС ДО"
Асауленко Г. В., старший воспитатель, МБДОУ ЦРР - детский сад «Ёлочка»,
г. Железногорск - Илимский.
Цель: создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по организации и планированию образовательной работы.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум „Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1. Научить воспитателей планировать организованную образовательную деятельность с детьми, опираясь на технологию деятельностного типа.
2. Развивать навыки целенаправленного планирования вариативных форм образовательной деятельности с детьми.
3. Продолжать совершенствовать написание календарных планов образовательной деятельности педагогами ДОУ.
План :
1. Вступительное слово: Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
2. Практическая часть: упражнение воспитателей в написании и оформлении календарного плана организованной образовательной деятельности с учетом технологии деятельностного типа.
3. Ознакомление с проектом положением о планировании образовательной деятельности в МБДОУ ЦРР - детского сада «Елочка».
Перед семинаром-практикумом педагоги рассаживаются по группам. Число групп соответствует числу образовательных областей ФГОС Д О. На столах лежат заготовленные памятки: «Макет планирования организованной образовательной деятельности» и «Компоненты технологии деятельностного типа».
Вступительное слово:
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от17.10.2013,№1155, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление главного государственного врача Р. Ф от 15.05.2013, пр. №26, введен в действие Федеральный закон «Об образовании в РФ»01.09.2013г. Главная цель политики в сфере дошкольного образования- качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования является документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть Образовательная программа дошкольного образования, какие она определяет цели, содержание образования, как организован образовательный процесс.
В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
В деятельности каждой дошкольной организации можно выделить ряд обязательных документов, которые составляют нормативную базу планирования :
• Образовательная программа дошкольного образования
• Годовой план работы дошкольного учреждения
• План работы каждого педагога ДОУ.
План работы каждого педагога является обязательным отчетным документом, в котором отражается последовательность организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в конкретной возрастной группе. При планировании воспитатель руководствуется режимом дня и расписанием образовательной деятельности.
Опираясь на модель организованной образовательного процесса, а это: организованная образовательная деятельность взрослых и детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями, и циклограмму образовательной деятельности, воспитатели оформляют перспективные и календарные планы воспитательно-образовательной работы. Проблема, каким должен быть план образовательной работы с детьми дошкольного возраста, всегда актуальна, но с введением ФГОС ДО все чаще поднимается вопрос о формах ведения такой документации.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
• основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
• на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Психолого - педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько их личностные характеристики. Это требует от воспитателя:
• постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек;
• умение диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов, интересов;
• своевременного выявления и устранения привычек, мешающих ребенку в достижении цели;
• сочетание воспитания с самовоспитанием;
• опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
План воспитательно-образовательной работы с детьми - это документ, по которому работают 2 воспитателя. Это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение между педагогами того, что предстоит сделать для достижения цели и задач. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
При планировании и организации педпроцесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Каждый день пребывания ребенка в детском саду должен быть наполнен разнообразными видами игр, игровыми технологиями, игровыми приемами и ситуациями.
Проектная часть:
Ведущий объявляет: сегодня на семинаре-практикуме нам предстоит разобраться в вопросе педагогического планирования с основой на приоритетные технологии ФГОС - образовательные технологии деятельностного типа, которые предполагают выполнение определённой проектной деятельности.
Осуществление проекта:
Группы совещаются, выбирают цель для своего педагогического плана (он может быть конкретным или абстрактным,соответствующие методы работы из предложенного набора, предлагают их очередность и наклеивают соответствующим образом на ватман. Через отведённое время представители от групп по очереди выходят, прикрепляют проект группы к доске и комментируют свое видение плана педагогической деятельности.
Анализ предложенных проектов:
• соответствуют ли методы работы выбранной цели педагогической деятельности (владеют ли педагоги современными подходами в обучении детей дошкольного возраста);
• какие методы педагогической работы выбираются чаще, какие реже, какие технологии преобладают конкретно по образовательным областям, а какие в целом по детскому саду.
Итог: в целом анализируются компетенции воспитателей по проектированию образовательного процесса :
1. Знает теоретические основы таксономии педагогических целей.
2. Способен к выбору технологии обучения дошкольников с учетом критерии педагогической цели образовательной деятельности.
3. Умеет применять эти знания в проектировании форм совместной с педагогом и самостоятельной образовательной деятельности детей.
4. Умеет соотносить цель и задачи педагогической деятельности в разных видах деятельности и формах организации для детей дошкольного возраста.
5. Владеет навыками проектирования конкретных дидактических вопросов с учетом этапа усвоения материала, уровня развития ребёнка.
6. Умеет оценивать направленность, уровень сложности дидактических вопросов на занятии.
7. Умеет соотнести результаты деятельности с поставленными целями и задачами на основе таксономии педагогических целей.
Ознакомление с проектом положения о планировании образовательной деятельности в ДОУ на 2015-2016 уч. г
Литература:
1. К. Ю. Белая. Планирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО. ж. Справочник старшего воспитателя ДОУ №4 2015 г.
2. Н. В. Васюкова. Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования. / Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции-Тольятти ТГУ, 2002-том1, с. 44-45.
3. Н. Б. Вершинина, Т. И. Суханова. Современные подходы к планированию образовательной работы в д/саду. Справочно-методические материалы. Изд-во «Учитель» 2010 г.
4. М. М. Левин «Технологии профессионального педагогического образования».