Татьяна Долгер
Семинар-практикум как эффективная форма методической работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.
На сегодняшний день главной целью становиться – совершенствование методов работы с родителями
Публикация «Семинар-практикум как эффективная форма методической работы с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Вовлечение родителей в совместное решение проблем ребенка это одна из наиболее сложных задач при работе с родителями. Для того, чтобы решить данную задачу педагогу-психологу нужно не только заинтересовать родителей, но и уметь правильно преподнести им информацию.
Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников
. Использование активных форм работы с родителями повышает интерес к мероприятиям в школе, улучшает отношение к учреждению в целом и к педагогу, в частности.
Проговаривая свои проблемы по предложенной теме, родители смогут выделить наиболее злободневные и сами же их решить, разрабатывая свои рекомендации. В результате они не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.
Безусловно, все проблемные вопросы можно обсудить и в режиме дискуссии. Но, как известно, простое обсуждение всегда менее эффективно, чем включение прорабатываемого материала в деятельность.
В данной работе я хочу привести примеры методических приемов и упражнений, которые педагоги могут использовать в групповой активной работе с родителями.
Семинар-практикум» - основная цель подобного собрания – обыгрывание и решение проблемных ситуаций. Родительские собрания, проводимые в форме семинаров – практикумов отвечают всем этим требованиям. Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. К семинару-практикуму возможно проведение анкетирования родителей по теме семинара-практикума, заранее предлагаются вопросы для дальнейшего обсуждения во время семинара, а также выполнение какого-либо домашнего задания (изготовление поделок, приготовление каких-то блюд и др.). В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии для выработки единой позиции по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций. Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей является важной формой работы. К проведению его привлекаются разные специалисты. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, а руководитель семинара будет внимательным наблюдателем и советчиком. О своих наблюдениях он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные советы о методах индивидуального общения с ребенком. Такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет. Успех или неуспех семинара-практикума зависит от качества его подготовки организаторами мероприятия. Чтобы вовлечение родителей в работу семинара было успешным и действенным, необходимо провести определённую подготовительную работу. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ •
Выбор темы семинара – практикума.
• Определение целей.
• Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научнометодической литературы по теме.
• Распределение обязанностей по подготовке семинара.
• Проведение микроисследования в обществе детей и родителей.
• Приглашение родителей и других участников семинара (руководителя, старшего воспитателя, врача, медсестры, учителя-логопеда, психолога и др.)
• Подготовка заданий, конкурсов, выставок по теме собрания, совместной деятельности родителей и детей (если требуется).
• Определение способов и приемов совместной работы его участников.
• Разработка сценария.
• Разработка рекомендаций, памяток родителям.
• Оборудование и оформление места проведения семинара – практикума. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА СЕМИНАРАПРАКТИКУМА :
• чётко продуман целевой компонент;
• продуманы способы мотивации участников (детей, родителей, педагогов) на предстоящую деятельность;
• предусмотрен этап целеполагания, участниками поставлена (принята)индивидуальная цель, направляющая их активность к достижению результата;
• представлены средства решения поставленных целей;
• определены способы работы педагога с детьми в логике управления их деятельностью по достижению результата;
• указаны способы подведения итога и рефлексии образовательных достижений участников. Правильная организация и проведение семинара – практикума позволит вовлечь родителей в образовательный процесс, превратит их из пассивных слушателей в активных участников. Родитель должен уйти с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку, что он главный воспитатель.