Ольга Сутягина
Семинар-практикум «История возникновения технической игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с историей технической игрушки, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Задачи:
1. Помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек.
2. Моделирование поведения родителей в типичных ситуациях, вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
3. Вызвать познавательный интерес к освещенной теме.
4. Развивать навыки группового взаимодействия.
Публикация «Семинар-практикум „История возникновения технической игрушки“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, игрушки-орудия, игрушки предметы бытовой техники, игрушки различные виды транспорта, игрушки-приборы, игрушки-роботы, мини-анкеты для родителей.
1. Вводная часть.
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас. Наша сегодняшняя встреча посвящена теме: «История возникновения технической игрушки». Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Так давайте попробуем вместе с вами ответить на вопрос что такое техническая игрушка?
Ответы родителей.
Правильно, технические игрушки - игрушки, которые вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства, с характерными для них действиями.
Сейчас, я вам расскажу, как появлялись технические игрушки и какие они были.
2. Информационная минутка:
Простые технические игрушки появились еще в глубокой древности, от современных они отличаются формой убранства. Это те же самые клоуны – паяцы, приводимые в движение подергиванием ниток; звоночки и трещотки, прогоняющих злых духов. Эти игрушки требуют совершенно определенных действий – т. е. если подергать ниточки, игрушка будет двигаться. Играя с такими игрушками, ребёнок открывает для себя их качества. Здесь таится начало познавательного интереса – поиск и открытие различных свойств и способов действия. Формируется целеустремленность и настойчивость.
Издавна техническая игрушка считалась забавой только богатых людей. Сначала это были волшебные коробочки, из которых, как только приподнималась крышка, выскакивали чертики или другие существа, либо предметы. Эти игрушки созданы были для развлечения, тем самым создавая эффект неожиданности.
Затем появились игрушки, изображающие мужчину и женщину, - франт и барышня. Их фигурки укреплялись на специальной подставке с ручкой, поворотом, который они начинали двигаться, и, в соответствии с этикетом, церемонно раскланиваться. А выглядели они так… (воспитатель показывает фото с изображением франта в клетчатых брюках и черном фраке, у мужчины был начес на висках и шикарный чуб. Барышня же была в розовом платье с кринолином с диковинной прической и огромным цветком в руке.). Они знакомили детей с правилами этикета того времени.
Прошло время, и судьба технической игрушки надолго оказалась связанной с часовым делом. Швейцарские изобретатели сделали маятниковые часы с движущимися фигурками девушки и пастушка, играющего на флейте и стоящего возле корзины с яблоками, которую охраняла собачка. Тут же находилась и клетка с канарейкой. Каждый час пастушок играл на флейте, канарейка пела. Как только брали яблоко из корзины, собачка лаяла и не успокаивалась до тех пор, пока его не клали на место. А в Варшаве один механик – часовщик сделал из меди и бронзы уникальную игрушку – часы, изображавшие, железнодорожную станцию.
В это же время стали появляться и куклы – автоматы. Одна из них – девочка, играющая на клавесине. Кукла поворачивала голову, следя за движениями человеческих рук, кланялась слушателям. Известен случай, когда эта кукла «выступала» в составе трио с живыми партнерами.
А в России, чуть более 60 лет назад, стали появляться такие технические игрушки, как фотоаппараты, конструкторы, калейдоскопы; игрушки, изображающие транспорт. Появились звучащие двигающиеся игрушки : медведь идет с палочкой, заяц стучит в барабан. Именно для детской забавы их стали «оживлять» нехитрыми устройствами: шикарными, глазными механизмами, планками, «качалками», колесами с кривошипами, рычажками и валиками с лопастями.
А теперь посмотрите, как выглядят технические игрушки в настоящее время
Давайте с вами подумаем, чем полезны технические игрушки?
Ответы родителей.
Действительно, технические игрушки несут огромную информацию об окружающем мире. Благодаря занимательности конструктивного и технического решения технические игрушки вызывают удивление – способность, побуждающую детей, интересоваться окружающими предметами и явлениями, развивают творчество, возможность сделать что-то своими руками.
Различают такие виды технических игрушек :
• игрушки-орудия (лопатка, совочек, молоток, клещи и др.)
• игрушки-предметы бытовой техники (телевизор, пылесос, стиральная машина и т. д.) ;
• игрушки различные виды транспорта (легковые автомобили, грузовики, машины специального назначения);
• игрушки-приборы (бинокли, кинокамеры, фотоаппараты и т. д.);
• игрушки-роботы.
Упражнение: «Магазин игрушек»
А сейчас мы с вами поиграем в игру : «Магазин игрушек»
Вам нужно разделиться между собой на 5 команд, по видам технической игрушки :
1 –я команда - игрушки-орудия
2 –я команда - игрушки предметы бытовой техники
3 - я команда – игрушки различные виды транспорта
4 - я команда – игрушки-приборы
5-я команда – игрушки-роботы.
Перед вами на столе разложены игрушки, игровые предметы. Вам нужно выбрать те игрушки, которые относятся к вашей группе, и продумать какими критериями вы будете руководствоваться при выборе данной игрушки и развитию каких способностей они способствуют. (Чем игрушки полезны).
Молодцы, все справились с заданиями.
А сейчас мы вам раздадим мини-анкеты, ответьте, пожалуйста, на вопросы.
«Закрытое анкетирование»
Воспитатель раздаёт карточки с предложениями, а родители должны его продолжить:
- Мой ребёнок любит играть…
- Дома мы с детьми играем в игры…
- Эти игры могут научить ребёнка…
Подведение итогов семинара – практикума.
Технические игрушки повышают интерес детей к труду взрослых, формируют потребность в овладении трудовыми навыками и умениями; помогают представить трудовой процесс и практически решать несложные задачи; дают определенный запас сведений о работе простейших механизмов, способах передачи электроэнергии, движения.
Итак, игрушка – это способ детского развития, его атрибут и условие.
Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребёнка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственны ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки - дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребёнка?
«Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающей жизни». Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек
Спасибо за внимание.