Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Игры и игрушки как средство здоровьесбережения у воспитанников»

Татьяна Игошина
Семинар-практикум для педагогов «Игры и игрушки как средство здоровьесбережения у воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

Все участники практической части делятся на две команды: у каждой команды карточки с символами. Ведущий игры, педагог-психолог, проводит конкурсы. В конце игры подведение итогов, награждение победителей.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ практической части: конверты с заданиями, 1 мяч, 2 обруча, жетоны двух цветов, шоколадные медальки, набор игрушек (агрессивные и адекатные).

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Игры и игрушки как средство здоровьесбережения у воспитанников“» размещена в разделах

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами погорим в 1 части нашей встречи о подвижной игре, как о средстве сохранения и укрепления здоровья детей (физического и психологического) и всестороннего развития личности дошкольника.

Ни минуты покоя! К такому выводу приходим мы, педагоги, наблюдая за деятельностью детей.

Что же больше всего любят малыши? (ответы педагогов) Не колеблясь, можем ответить – играть!

Мы с вами начнем наше взаимодействие с игры - «Здравствуй друг» (участники делятся на пары)

Здравствуй друг – жмут друг другу руки;

Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;

Где ты был – берутся за ухо;

Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди;

Ты пришел – раскрывают руки в стороны;

Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.

Педагог-психолог:

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества.

Игра сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

Игр очень много, они могут быть самыми разнообразными, но особое место среди них занимают подвижные. Эти игры развивают воспитанников не только физически, но и психологически. Как вы думаете, почему? (ответы педагогов).

При умелом руководстве со стороны взрослого эти игры способны творить чудеса и способствовать всестороннему развитию личности».

Актуальность подвижной игры, в жизни дошкольника:

«Актуальной задачей физического и психологического воспитания, говорится в концепции дошкольного образования – является поиск эффективных средств совершенствования, развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Дошкольный возраст – это тот период, когда ребёнок усиленно растёт и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья.

Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, приобретённое в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет своё значение в последующие годы жизни.

Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития (координации движений, выносливости, гибкости, силы). Подвижная игра имеет большое значение в укреплении здоровья дошкольника. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки, равновесие. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем.

Значение подвижной игры

В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными, дети выполняют движения в различных изменяющихся условиях, ориентируются в обстановке.

Весёлое настроение является важным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка, радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность радостных эмоциональных переживаний детей во время игры делают её эффективным средством воспитания дружеских взаимоотношений, умение действовать в коллективе сверстников, толерантности - играть дружно, не ссорится, подчинять свои желания общим для всех правилам игры.

При систематическом проведении подвижных игр у детей воспитываются важнейшие волевые качества: выдержка, элементарная дисциплинированность – культура поведения.

В игре развивается внимание, память, наблюдательность, речь, обогащается словарь дошкольника.

Итак, подвижная игра это важнейшее средство в укреплении здоровья дошкольника, она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.

Практическая часть

Задание 1: Необходимо доказать почему такое определение даёт П. Ф. Лесгафт.

По определению основателя российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафта: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. Игра составляет самое выгодное занятие для ребёнка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к действиям, которые ложатся в основании его привычек и обычаев, причём эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия» (по кругу педагогам предлагается обсудить высказывание).

Делим педагогов на две команды для участия в конкурсах, педагог-психолог произносит считалку:

Жили-были сто ребят.

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет,

А потом ложились спать —

Начинай считать опять.

КОНКУРС № 1

«Блиц опрос»:

Сколько подвижных игр проводится за день?

Основная задача подвижных игр?

Как, по какому принципу подбираются подвижные игры?

Роль подвижных игр в подготовке детей к школе? (за полные ответы вручаются жетоны).

КОНКУРС № 2 (с жетонами)

«Кто больше»

Итог: выяснить самые «популярные игры и редко используемые.

Командам предлагается за определенное время заполнить таблицу - указать для какой возрастной группы подвижная игра и назвать физические и моральные качества, проявляющиеся в игре.

Конкурс №3

Перед Вами слова: интерес, удовольствие, развитие.

Считаются ли эти слова ключевыми понятиями игровой деятельности? Если да, то почему? Действительно уже доказано, что ни в какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности – потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивание накопившейся энергии, получение новых ощущений, самоутверждении. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании здоровой личности.

Конкурс № 4 «Кто быстрее опустит обруч?»

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя выносливость, ловкость и другие физические качества. Мы с вами тоже вернемся в детство и немного поиграем (подготовить жетоны для вручения самому быстрому игроку, которой не нарушает правила игры).

Кто быстрее опустит обруч?

Воспитателей поделить на 2 группы. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых рук в стороны. Перед каждой группой положить обруч диаметром 60 см. По сигналу "раз" первые из колон наклоняют туловище вперед, берут обруч по бокам и поднимают его вверх. Затем опускают на плечи, через туловище и опускают на пол, быстро переступают и спешат в конец колоны. Ведущий фиксирует внимание воспитателей на то, кто правильно пропускал обруч и раньше встал в конец колоны, и отмечает их жетоном. Затем по сигналу "раз" это делают другие педагоги из колон и т. д. Каждый раз ведущий награждает первого из четырех колон флажком, а в конце подсчитывается количество флажков в каждой колоне. Выигрывает та колона, в которой больше флажков.

Вывод

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

Историческая справка.

Основатель российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П. Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка, что продиктовано введение ФГОС ДО.

Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей и действий Лесгафт предоставляет играющим. При этом он уделяет значительное внимание соблюдению правил игры. Они — закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно.

П. Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию».

Во 2 части нашего семинара-практикума мы с Вами, уважаемые коллеги, обсудим тему «Выбор игрушек».

Просмотр ролика: «Влияние детской игрушки на личностное развитие ребёнка». Телепрограмма «Тайные знаки. Особо опасно. Игрушки. " Канал ТВ3. (https://www.youtube.com/watch?v=PlI71GDPRnk).

Упражнение «Раздели игрушки». Педагогам предлагается разделить игрушки из корзины на адекватные и агрессивные, объяснить их выбор. (представляется 2 корзины игрушек для двух команд).

Вывод:

Агрессивные игрушки могут служить одномоментным явлением в игре для снятия эмоционального напряжения у воспитанников, агрессивности. В повседневных играх применение таких игрушек как: монстров, злых выражений лиц у кукол, кабанов и т. д., могут привести к серьёзным нарушения в психическом развитии ребенка. А именно, усилится эффект депривации, сформируется стойкое негативное отношение к окружающей действительности через игру, ухудшение взаимоотношений в детской группе путем наложения негативной игры на действительность.

Адекватные игрушки с правильным использованием и соответствующим возрастным особенностям и индивидуальным потребностям ребенка способствуют естественному развитию личности ребенка, формированию важных качеств и сохранению психологического здоровья воспитанников.

Минута благодарности (вручение шоколадных медалек).

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего естественного развития воспитанников. Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. А значит, это лучший метод сохранения и укрепления психологического здоровья. Поблагодарим, друг друга.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом и на выдохе громко энергично произносим звук:

• А – воздействует благотворно на весь организм;

• Е – воздействует на щитовидную железу;

• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

• О – воздействует на сердце, легкие;

• У – воздействует на органы;

• Я – воздействует на работу всего организма;

• М – воздействует на работу всего организма;

• Х – помогает очищению организма;

• ХА – помогает повысить настроение.

(упражнение - завершение «Поделись своей улыбкой», ритуал завершения).

Метод «Незаконченных предложение» (рефлексия).

Публикации по теме:

Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по Су-Джок терапииСеминар-практикум для педагогов ДОУ по Су-Джок терапии цель: Скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии. Задачи: • Воздействовать на биологически активные точки.

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкольниковСеминар-практикум для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкольников Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. План.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Предметно-развивающая среда» Форма проведения: Семинар практикум Дата: 18.02.2015г. Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде.

Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы в воспитании ЗОЖ у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы в воспитании ЗОЖ у дошкольников» .

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» И. Н. Шауэр, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик», г. Соликамск, Пермский край Семинар-практикум «Профессиональное выгорание».

Семинар-практикум для педагогов «Сплочение педагогического коллектива» Семинар – практикум для педагогов На тему: «Сплочение педагогического коллектива» Подготовила воспитатель: Бревнова.

Семинар-практикум для педагогов «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Семинар-практикум для педагогов на тему: «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Цель: расширение знаний педагогов об особенностях.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Игры и игрушки как средство здоровьесбережения у воспитанников»
Опубликовано: 30 марта 2016 в 10:36
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Игры и игрушки как средство здоровьесбережения у воспитанников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Игошина (УИ 387841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД