Людмила Петровна Хованская
Занятие для детей старшей группы Тема: «Славянская кукла, история возникновения»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей старшей группы Тема
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 44 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Занятие для детей старшей группы
Тема : «Славянская кукла, история возникновения»
Составили: воспитатель Хованская Л. П.
г. Санкт-Петербург – 2015 год.
Тема : «Славянская кукла, история возникновения»
Публикация «Занятие для детей старшей группы Тема: „Славянская кукла, история возникновения“» размещена в разделах
Цель занятия : обобщение знаний детей о народном искусстве; помочь ребятам в умении создавать образ, используя полученные навыки при изготовлении куклы; способствовать закреплению представления о процессе создания игрушек; способствовать развитию творческой инициативы; способствовать воспитанию у детей уважения и интереса к народным игрушкам.
Программное содержание:
Цель: Обобщение знаний детей о народном искусстве.
Задачи:
• помочь ребятам в умении создавать образ, используя полученные навыки при изготовлении куклы;
• способствовать закреплению представления о процессе создания игрушек;
• способствовать развитию творческой инициативы;
• способствовать воспитанию у детей уважения и интереса к народным игрушкам.
Техническое обеспечение: музыкальный центр.
Музыкальный ряд: русская народная мелодия.
Зрительный ряд: презентация «Славянская кукла, история возникновения».
Литературный ряд: художественное слово об игрушках.
Материал к занятию : лоскутки материи, нитки, ножницы.
Предварительная работа: знакомство с творчеством народных мастеров, беседы о народных изделиях.
Ход занятия
Воспитатель: Свёрнута из тряпки
Не отыщешь краше:
Руки -словно лапки,
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.
Мария Пожарская.
Кто мне скажет ребята, о чем это стихотворение?
Правильно, это стихотворение о кукле.
А какая это кукла, купленная в магазине или самодельная?
Правильно ребята, это самодельная кукла. И сегодня мы с вами поведём разговор о самодельных куклах.
Русская народная кукла занимает особое место в нашей традиционной культуре. Традиционные русские куклы делались для обрядов, праздничных и бытовых. А ещё традиционные куклы делались для детей. Считалось, что если дети много и хорошо играют с куклами, то в семье будет всегда мир и достаток. Чтобы сделать славянскую куклу в основном использовали подручные материалы (те которые были всегда под рукой) : это ткань, лоскутки, пряжа, нитки, дерево, солома, трава и т. д.
Куклы делились по предназначению: были обрядовые куклы (которых приносили в жертву богам, обереговые куклы (которые оберегали семью и детей и игровые куклы для детей.
Давайте с вами посмотрим презентацию про Славянских кукол.
Слайд 2: Чтобы малыш не боялся оставаться один дома, ему делали дружка – маленького «Зайчика на пальчик».
Слайд 3: Была и русская народная игрушка для детей – Птичка.
Традиционные народные куклы были в каждой избе. Бабушки учили внучек, матери – дочек, старшие сёстры- младших. Так в народе воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали детей к трудолюбию.
Слайд 4: Во время праздников, мастерили кукол-чучел и приносили их в жертву богам. Их топили в реках, сжигали на кострах, закапывали в землю. Эти обрядовые куклы носили имена : Масленица (её мы с вами делали на праздник прощания с зимой, Кострома, коляда, Купавка и т. д. По обычаю обрядовых кукол делали женщины, так как женщина с древних времен – хранительница дома и народных традиций.
Слайд 5: В обычной жизни русских людей существовали и куклы, которые, считалось, оберегали людей. Например: за две недели до рождения ребенка, будущая мама делала куколку – оберег для малыша «Куватку» или «Пеленашку». Мама ложила эту куколку в колыбельку, чтобы кукла согревала малыша. А когда малыша крестили, то эту куклу вешали уже над кроваткой, чтобы она отгоняла всякие злые силы и оберегала ребенка.
Слайд 6: Для защиты семьи от болезней, делали 13 куколок, их называли «Лихоманки», или по другому сёстры «Трясовицы». Этих куколок расставляли на печке около трубы.
Слайд 7: Над входной дверью в дом вешали куклу «Берегиню» и считали, что она защищает дом от злого духа и сглаза.
Слайд 8: Чтобы был в доме достаток и богатство, делали традиционную куклу «Зернушку» или по другому «Крупяничку». В этой куколке был мешочек с зерном или крупой, что символизировало сытую и богатую жизнь.
Слайд 9: В каждом доме в красном углу стояла традиционная кукла Столбушка – Плодородие. Эта кукла, считалось, приносила в дом много детей. Столбушка называлась по месту своего изготовления. Например: во Владимире была Владимирская Столбушка, в Москве – Московская Столбушка, в Курске – Курская Столбушка и т. д.
Слайд 10: У каждой хозяйки в доме была интересная кукла помощница – Десятиручка. Считалось, что эта куколка помогает хозяйке быстрее справляться с домашними делами.
Слайд 11: А вот для радости и веселья делали куколку «Колокольчик». Эта кукока оберегала хорошее настроение в доме.
Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру-хоровод «Приехала Купаленка»
Приехала Купаленка (дети ходят по кругу)
На семи тележеньках,
Привезла нам Купаленка (наклоняются в круг и разводят руками в стороны)
Добра и здоровья (хлопки руками вправо и влево)
Богатства и почести (хлопки руками вправо и влево)
Спасибо Купаленка! (Русский поклон в круг).
Заканчивается всё обсуждением презентации: понравилось ли вам? Что интересного вы сегодня узнали? Какая из кукол понравилась больше всего? И т. д.