Лариса Побережная
Проект «Куклы Тильда. История возникновения кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта
Полное название: Куклы тильда. История возникновения кукол.
Автор проекта : Побережная Лариса Рифовна
Продолжительность проекта : 3 месяца
Тип проекта : творческий, исследовательский
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, социальные партнеры
Возраст детей: 6 – 7 лет
Публикация «Проект „Куклы Тильда, История возникновения кукол“» размещена в разделах
- Куклы Тильды
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Проблема: В настоящее время существует большое разнообразие игрушек и кукол для детей, но не все они могут удовлетворить потребности детей. Проект направлен на помощь детям в создании авторской игрушки и на историю самого происхождения кукол и игрушек, разных времен и народов.
Цель проекта : приобщить детей к истории происхождения кукол Тильда и создание собственной игрушки.
Задачи проекта :
• для детей – научить пользоваться выкройками;
научить простейшим способам шитья;
развивать интерес к разным видам деятельности;
• для педагогов – создание мини-музея кукол;
папки с изображениями кукол в
народных костюмах и текстильных кукол;
• для родителей – создавать новые образы вместе с
детьми;
приобщение детей к семейным ценностям, взаимопомощи, взаимопонимании
• для социальных партнеров – познакомить с новым видом кукол и игрушек;
дать рекомендации для ознакомления детей с историей и созданием кукол и игрушек
Форма проведения итогового мероприятия: выставка детских работ и мини - музея
Название итогового мероприятия: В стране игрушек
Продукты проекта :
• для детей – игрушки, сшитые с помощью родителей;
рисунки
• для педагогов – усвоение детьми материала;
желание создавать новые образы, одежду, интерьер для игр куклами
• для родителей – взаимодействие с детьми в процессе
создания игрушки
• для социальных партнеров: просмотр выставки детских работ, папок с изображением кукол
Ожидаемые результаты проекта :
• для детей – освоение материалов и способов используемых для создания игрушек тильд
• для педагогов – усвоение детьми истории появления русских народных кукол и кукол Тильда;
приобретение навыков работы с выкройкой, шитья
• для родителей – помощь детям в создании игрушек;
удовлетворение интереса о куклах, игрушках
• для социальных партнеров – история происхождения кукол;
их основные характеристики;
приобретение опыта для дальнейшей работы с детьми
Системная паутинка
Физическое развитие
Физминутки «куклы», «усталые игрушки»;
Дыхательная гимнастика «мишка», «ленивый кот»;
П/и «Магазин игрушек», «Ленивый кот», «Куклы», «Кис-мяу» Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций с куклами;
Создание мини-музея кукол;
Знакомство с куклами Тильда;
Рассматривание текстильных игрушек;
Придумывание загадок о куклах.
Беседа «Вредные игрушки»;
Правила работы с иглой и ножницами;
Речевое развитие
Стихи про кукол : А. Барто «Смастерил я грузовик.»;
Куклу барби я люблю;
Просмотр мультфильма «Живая игрушка»;
В. Драгунский «Друг детства»;
Придумывание загадок. Социально-коммуникативное развитие
Беседа «как появилась кукла»;
Д/и «одень куклу», «помоги собрать игрушки»;
Беседа «зачем нужны игрушки?»
Беседа «как ухаживать за игрушками?»;
Игрушки, из какого материала лучше?
Беседа «Вредные игрушки»;
Беседа «Фарфоровые куклы. Игры и уход»
Д/и «Наряди куклу»;
Д/и «Одень куклу»;
Д/и «Помоги собрать игрушки»;
Р/и «Подбери наряд по погоде»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Моя любимая игрушка»;
Рисование «Кукла в народном костюме»;
Лепка «Кот лежебока»;
Аппликация «Магазин игрушек»
Изготовление бумажных кукол;
Одежда для бумажных кукол;
Шитье кот Тильда;
Умоем куклу;
Украшение и ремонт кукольной одежды;
Прослушивание записи «Щелкунчик»;
Подготовка мини-музея кукол сделанных своими рукам.
Планирование работы
дата занятие цель
18.02 Рассматривание текстильных кукол
Беседа, какие игрушки бывают Вызвать у детей интерес к происхождению разных видов кукол и игрушек
Обобщить знания детей о разнообразных материалах, из которых делают игрушки
20.02 Беседа «Зачем нужны игрушки»
С/р игра «Дочки – матери» Выяснить у детей для чего им игрушки, что было бы, если б игрушек не было
Учить детей включать в игру кукол (больших и маленьких, играть за нее.
22.02 Рассматривание изображений кукол в народных костюмах
Д/и «Помоги собрать игрушки» Познакомить детей с национальными костюмами разных стран, с куклами разных видов и национальности; развивать интерес к появлению кукол
Закрепить умение детей быстро находить место каждой игрушке, учить соблюдать правила игры, помогать друг другу
26.02 Беседа, какие игрушки лучше. Из какого материала их изготавливают.
П/и «Куклы»
Беседа с родителями о создании мини-музея кукол Учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие логического мышления
Познакомить детей с новой игрой, учить показывать пластичные «кукольные» фигуры
Побудить родителей к участию в проекте
28.02 Рассматривание и игры с текстильными игрушками
Чтение стихов о куклах Закрепить знания о материалах, используемых в создании текстильных игрушек, развитие творческих способностей детей
Развитие внимания, памяти
4.03 Чтение стихов А. Барто
Рисование «Моя любимая игрушка» Развитие внимания, памяти
Развитие творчества детей, учить передавать особенности материала и черты игрушки
6.03 Беседа как появилась кукла
Лепка «Кот лежебока» Познакомить детей с причиной возникновения кукол и игрушек
Закрепить умение лепить округлые формы, сглаживать выступы
11.03 Д/и «Одень куклу»
Просмотр мультфильма «Живая игрушка» Развитие внимания, творческого взгляда на сочетание одежды
Выяснить у детей, почему зайчик был вялым, воспитывать желание ухаживать и заботиться о животных
13.03 Беседа «Как ухаживать за игрушками?»
Труд «Умоем куклу» Закрепить правила ухода за игрушками из разных материалов, воспитывать аккуратность, бережное отношение к игрушкам
Воспитание КГН
15.03 Рассматривание Тильд
История возникновения Тильд Познакомить детей с куклами Тильда, вызвать интерес о их происхождении
19.03 Рассматривание изображений кукол разных народов
Придумывание загадок о куклах и игрушках Закрепить народные куклы, воспитывать интерес к игрушкам в других странах
Учить детей придумывать загадки, определять в них особенности игрушки, из какого материала она сделана, ее назначение
21.03 Беседа «Как работать с ножницами»
Труд. Изготовление бумажных кукол Закрепить умения детей пользоваться ножницами
Научить детей срисовывать силуэты кукол из раскрасок, дорисовывать черты лица, пальцы и т. д
25.03 Д/и «Подбери наряд по погоде»
Труд. Изготовление одежды для бумажных кукол Закрепить знание времен года, учить подбирать одежду исходя из осадков и особенностей времен года
Научить детей рисовать одежду для кукол, обрисовывая их силуэт; учить подбирать одежду на все случаи
27.03 Беседа «Вредные игрушки»
Аппликация «Магазин игрушек» Познакомить детей с игрушками, негативно влияющими на здоровье, материалами из которых они изготовленны
Закрепить умение пользоваться трафаретами, учить составлять и дополнять композицию
29.03 С/р игра «Доктор Айболит»
Отгадывание загадок о игрушках, придуманных с родителями Учить детей включать в игру кукол (больших и маленьких, играть за нее.
Учить отгадывать загадки
2.04 Учимся работать с выкройками
Беседа о Тильдах
Познакомить детей с выкройкой, для чего она предназначена, обучить работе с выкройкой
Закрепить знания о возникновении Тильд, из каких материалов они изготавливаются
4.04 Оформление мини музея кукол
Лепка «Кот – лежебока» Учить лепить из целого куска, развитие творчества детей
8.04 Рассматривание кукол в народных костюмах
Рисование «Кукла в народном костюме» Побудить детей к рассматриванию различий между нарядами
Развитие интереса к определенной народной кукле, учить передавать в рисунке характер костюма
10.04 Подготовка материалов и доработка выкроек для Тильды кот
П/и, дыхательные упражнения на тему игрушек Учить детей подбирать подходящий материал, готовить для себя рабочее место, экономное расположение выкройки на ткани
Закрепить умение соблюдать правила, двигаться пластично, повторять за водящим
12.04 Раскрой игрушки
Чтение сказки В. Драгунского «Друг детства» Научить детей экономно использовать ткань, кроить с учетом припусков на швы
Учить вслушиваться в произведение, узнавать знакомые ситуации
16.04 Обучение простейшим элементам шитья, пришивание глазок, ушек и т. д
Закрепить умение работы с иглой Научить детей шить «вперед иголкой» и приметыванию деталей
Закрепить правила безопасности при работе с иглой
18.04 Доработка игрушки
П/и, д/и Учить декорировать дополнительными материалами
Воспитывать самостоятельность при выборе игры, закрепить пройденный материал
22.04 Презентация проекта
Выставка детских работ
Конспект
Проведения беседы
«Как появилась кукла»
В подготовительной группе
Проводит воспитатель
Побережная Лариса Рифовна
2013 год
Программное содержание:
Цель: Расширять кругозор детей, способствовать желанию больше узнать об игрушках в целом. Побудить к созданию собственной игрушки.
Задачи:
• Познакомить детей с происхождением кукол;
• Дать знания о том, как использовали кукол в древние времена;
• Как появились куклы в нашей стране
Оборудование: иллюстрации с куклами разных времен, куклы – обереги.
Ход НОД:
«Кукла - одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей», совершенно справедливо писал когда-то Виктор Гюго.
Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах. Возможно, все дело в привычке полагаться на мир духов, но и сегодня куклы воспринимаются как телефон для связи с потусторонними силами или, как минимум, с собственным Альтер эго.
Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера - кукольники.
В Древней Греции куклы были разные – от деревянных чурбанчиков с едва намеченными чертами лица до кукол с тонко вылепленными из воска лицами и телами, со сгибавшимися в суставах руками и ногами. Дорогим куклам полагалось и богатое приданое: дома, домашняя утварь, сундучки с одеждой. Таких кукол могли приобрести, разумеется, не все.
А вот как кукла стала спасителем человека, и не одного. Древние славяне приносили женщин в жертву богине плодородия. К счастью, кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу, которую нарядили в сарафан и белый платочек. И боги не были против!
Некоторые куклы имели особую роль : они отвлекали на себя злые силы. Перед свадьбой мать дарила дочери куклу- берегиню, благословляя на замужество. Старинный обычай «приглашать» куклу на свадьбу сохранился до наших дней.
Анайская кукла-амулет, Акоан, имела очень большие глаза – чтобы хорошенько присматривала за своими владельцами.
Уже в древности красоте наряда куклы стали придавать особое значение: считалось, что чем красивее кукла, тем краше будет ее хозяйка.
О куклах сочиняли сказки. В них куклы были помощниками человека, которые охраняли, спасали, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались и носили с собой. … В конце концов, куклами стали играть. Но и тогда отношение к кукле оставалось бережным и уважительным. Например, крестьяне не считали игру в куклы пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращаться плохо, то не миновать неприятностей.
Для девочек из богатых семей кукол заказывали за границей. Французские куклы прославились на весь мир уже в 16 веке. Но кроме игровой у них была еще одна важная роль – они знакомили дам с последними веяниями моды. Аристократки выписывали таких модниц для своих дочерей, чтобы привить им хороший вкус. Этих красавиц французы назвали Пандорами. Свое название кукла приобрела благодаря древнегреческому мифу о том, как Зевс, разгневавшись на людей, решил наслать на них кару. Бог- кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину, Пандору. Афина возложила на ее голову венец, Афродита одарила обаянием, грацией и изяществом, нимфы украсили ее наряд гирляндами из прекрасных цветов. Зевс оживил куклу и, вручив ей таинственный ящик, отправил на землю, запретив снимать с него крышку. Любопытная Пандора, едва освоившись на земле, приоткрыла ящик, и тотчас оттуда вылетели и разнеслись по всей Вселенной всевозможные бедствия. Так на земле появились несчастья, а также особая порода женщин, требующих роскоши и украшений.
Кукол дарили друг другу в знак дружбы и любви. Во все времена считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, принесёт счастье.
Французы назвали Пандорой куклу, которая отличалась красотой и страстью к роскошной жизни. Эта кукла предназначалась не для игры, а для передачи с наибольшей точностью всех деталей и тонкостей дамского платья того времени. Обычно покупали сразу двух Пандор – обладательницу набора вечерних туалетов и имеющую в своем сундучке несколько изысканных домашних нарядов. Создатели этих кукол получали заказы из разных стран мира – все богатые дамы хотели иметь кукол-красавиц, чтобы быть в курсе парижских образцов мод. В ХVIII веке Пандоры появились в Новом Свете, а просуществовали такие куклы до первой половины ХIХ века, пока на них был спрос.
В конце ХIХ века в России появились куклы, которые были ничуть не хуже зарубежных. У них были фарфоровые головы с прелестными личиками и красивыми волосами, а носили они искусно сшитые народные костюмы разных губерний России. Таких кукол назвали этнографическими. Их с удовольствием покупали не только в России, но и гости из- за рубежа. Эти куклы были недёшевы. Костюмы у них были самые настоящие: сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Отделка – вот в чем была особая красота народной одежды. Для нее использовались ленты, тесьма, позументы, канитель, блёстки, бисер, мулине разных цветов. Бусинки и пуговки делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник. Куклами в национальных одеждах играли и царские дочери. Одежду для таких кукол шили лучшие портные Постельной палаты в Кремле.